Вывод карьерного бульдозера Komatsu из парка. Как правильно расчитать время


D375A-6
Сколько служит тяжелый бульдозер на рудном карьере: сроки, задачи, цена владения

На рудных карьерах и золотоносных приисках есть машины-долгожители, которые трудятся десятилетиями, и есть техника, что работает по 3–4 года. Рассмотрим, что определяет срок эксплуатации техники на горном предприятии, как рассчитать эффективность и стоимость ее содержания в парке. Герой этой публикации — тяжелый горный бульдозер Komatsu.


Задачи для бульдозера Komatsu

Очень часто бульдозеры на горных предприятиях один из самых долгоживущих типов техники. В практике «КОМЕК МАШИНЕРИ» встречались машины, которые трудятся на карьерах с конца 1980-х годов. Средний срок службы — 8–12 лет. Отчего так? Есть три причины.

1.

В горной отрасли бульдозер считается вспомогательной техникой. Главное назначение — работа на отвалах. Бульдозеры заняты на отвалообразовании круглосуточно, и объем работ весьма велик. Но порода на отвалы поставляется уже достаточно разрыхленная. Потому при больших объемах карьерный бульдозер все же не трудится постоянно в режиме повышенной нагрузки. Это, естественно, сказывается на темпах износа рабочего оборудования и ключевых узлов.

Работа на бульдозере в карьере — это часто дополнительные задачи: подготовка дорог и уступов, зачистка площадок для бурения. Здесь нагрузка непостоянная — от относительно легкой до максимальной, когда речь идет о расчистке площадки или подъездных путей от крупных кусков породы и скал.

2.

Мощность самой техники. Из-за специфики задач горнодобывающие предприятия предпочитают тяжелые модели Komatsu массой от 40 до 100 тонн, в частности D375A-5 или D275A-5. Мощность техники позволяет ей быстро выполнять большие объемы работ (например, по отвалообразованию) и при этом не трудиться на пределе конструктивной прочности. Это вопрос исходных расчетов характеристик техники под конкретные задачи производства: как рассчитать пополнение и обновление парка горной компании, чтобы получить максимум производительности с минимумом эксплуатационных издержек. Здесь — поле для сотрудничества application engineer (проектных инженеров) от дистрибьютора техники и специалистов предприятия. У Komatsu для этого есть программа OFR (Optimum Fleet Recommendation — «Рекомендации по оптимизации парка техники»), специальные формулы расчета производительности техники на конкретном объекте с учетом комплекса условий: от взаимодействия с основными добывающими единицами до состояния дорог, типов грунта и перепадов высот. Мы подробно рассказываем об этом в отдельной статье про OFR.

3.

На срок эффективной работы карьерной техники влияет качество сервиса. Например, на рудниках ОАО «Святогор» (входит в ООО «УГМК-Холдинг») наработка одного из тяжелых бульдозеров Komatsu D375A-5D достигла уже 55 000 мото-часов. Машина была поставлена почти 11 лет назад, и только сейчас на предприятии предполагают ее обновить.

Манипуляции с парком техники горных компаний — вопрос долгосрочного планирования. Горизонт расчетов капитальных ремонтов, вывода машин из парка или приобретения новой техники — минимум год. Вероятно, что наработка этого бульдозера к моменту, как он будет выведен из активной работы, превысит 60 000 мото-часов.

Но все 10–11 лет службы 70-тонный бульдозер интенсивно эксплуатируется при сервисной поддержке «КОМЕК МАШИНЕРИ». Используются оригинальные запчасти. Расходники (масло, фильтры и т. д.) подбираются строго по рекомендованным Komatsu эксплуатационным характеристикам. А сервисные инженеры «КОМЕК МАШИНЕРИ» еще с 2005 года в буквальном смысле живут на предприятии. Они следят за техникой с первого дня ее запуска, знают, какие нагрузки она испытывает, и точно прогнозируют ремонтные работы. В таких условиях техника может служить до заявленного производителем крайнего срока «ходимости», а порой и дольше.

Быстро продать бульдозер или долго использовать?

Возможности техники при тщательном сервисе — это лишь один из факторов, который влияет на срок службы бульдозера на горном предприятии. Главный, определяющий момент — цели самой компании владельца и ее общий тип задач. Статистика «КОМЕК МАШИНЕРИ» подсказывает: больше всего распространены две схемы владения горным бульдозером Komatsu:

  • бульдозер работает максимально возможный срок службы — в среднем 8–10 лет, или около 60 000 мото-часов;
  • бульдозер работает 3 года, после чего выставляется на вторичный рынок, а компания приобретает новую технику.
Первый вариант встречается чаще всего. Это подход крупных горнодобывающих компаний, которые разрабатывают одно или несколько месторождений. Их горизонт планирования — десятилетия, интенсивность и срок эксплуатации техники часто определяются разведанными запасами месторождений и многолетними планами добычи.

Второй вариант популярен среди компаний-подрядчиков в горной отрасли. Тем, кто работает на крупные компании, часто выгодно использовать новую технику, пока она не требует капитальных вложений. За 2–3 года бульдозер окупает себя, затем предприятие продает его, зарабатывая еще на его остаточной стоимости. По подсчетам «КОМЕК МАШИНЕРИ», цена техники на вторичном рынке после 3 лет эксплуатации при правильном ТО может составлять до 60–70 % от стоимости нового бульдозера. Срок эксплуатации в этом случае зависит от двух вещей: в первую очередь от условий контракта компании-подрядчика, затем учитывается наработка техники. Точнее, пороговые значения наработки к цене владения бульдозером: что происходит с техникой на разных этапах ее эксплуатации, как и от чего растут расходы на ее содержание. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Жизненный цикл карьерного бульдозера

Первый год

В первый год после запуска бульдозера действует базовая гарантия Komatsu. Она покрывает регламентное обслуживание и аварийные остановки техники. В этот период многие предприятия максимально загружают технику: ставят ее на самые интенсивные работы. Во-первых, это способ получить от нее максимум производительности и уменьшить срок окупаемости. Во-вторых, это возможность, пока действует гарантия, проверить, на что способна машина, как она ведет себя в тяжелых условиях работы. Среднегодовая наработка бульдозера может достигать 5000, а иногда и 7000 мото-часов.

Второй-третий годы

Во второй и третий годы действует уже расширенная гарантия дистрибьютора или бульдозер обслуживается силами сервисной службы предприятия. Машина по-прежнему на пике производительности, только к базовому ТО после 10 000 мото-часов может добавиться замена шлангов, форсунок, сальников и элементов ходовой.

Третий-четвертый годы

В третий или четвертый годы эксплуатации, в диапазоне 20 000 — 30 000 мото-часов наработки, техника может потребовать самых значительных капиталовложений за историю ее службы. Это расходы на капитальный ремонт двигателя, ходовой части, иногда гидравлики. Если представить диаграмму стоимости владения бульдозером, где на оси X будет наработка, а на оси Y — затраты, то в среднем на 20 000 мото-часов можно увидеть значительный скачок расходов на ТОиР. Именно поэтому часть владельцев стараются продать технику до того, как она достигнет этого порогового значения. А те, кто планируют использовать бульдозер дальше, в этот момент порой просто приобретают и устанавливают новый двигатель, оставляя старый донором для компонентных замен.

ТОиР
динамика расходов на ТОиР (техобслуживание и ремонт)

по шкале X - наработка в тыс. мото-часов
по шкале Y - стоимость в млн. руб

Пятый-десятый годы

После первых крупных расходов на ТОиР на 20 000 мото-часов наработки кривая расходов на обслуживание и ремонт техники стабилизируется или несколько снижается. Гарантийный срок работы узлов после капитального ремонта — год, а если двигатель был поставлен новый, это дает еще 3–4 года беспроблемной работы. Кроме того, возможны компонентные замены, восстановление узлов, использование подменных агрегатов и узлов (чтобы быстрее вернуть технику в строй) — все зависит от задач предприятия и того, как организовано сервисное обслуживание. Ближе к предельной наработке владельцы часто переводят технику на более щадящие задачи, чтобы продлить срок службы и увеличить интервалы между ремонтами.

Водитель КМД

NB! Когда бульдозер продолжает работать в парке, он не просто трудится на отвале и требует расходов на ТОиР и топливо. Он в это время производит определенный продукт. Даже как вспомогательная единица техники на карьере он участвует в извлечении прибыли предприятием. Отсюда естественная закономерность: чем дольше индустриальная техника используется по назначению, чем она исходно надежнее, тем ниже стоимость ее владения, разделенная от общего срока на единицу времени (год, сезон и т. д.).

Десять лет и более — жизнь «ветеранов»

Ближе к десятому году и наработке в 50 000 — 60 000 мото-часов бульдозер уже готовится к выводу из парка и замене новым. Но это решение, опять же, зависит от задач предприятия. Например, если по естественным причинам объем добычи на месторождении снижается, может быть смысл поддержать техготовность бульдозера и дальше — при меньших объемах работ, а приобретение нового на замену может оказаться нецелесообразно. Могут быть и иные причины, чтобы оставить бульдозер в парке. В некоторых случаях бульдозер работает до 80 000 мото-часов и более.

Карьерная техника Komatsu способна работать значительно дольше, чем 60 000 мото-часов, или 10–12 лет. В «КОМЕК МАШИНЕРИ» успешно восстанавливают, готовят к работе и поставляют бульдозеры 2008 и даже 1985 года. Индустриальная техника Komatsu изначально обладает гигантским запасом конструктивной прочности за счет инженерных решений, которые специалисты компании тестировали десятилетиями, в том числе на предприятиях Крайнего Севера СССР. В цехе полнокомплектного ремонта «КОМЕК МАШИНЕРИ» можно «поднять» бульдозер с одной рамы, а в «Ребилд Центре» специалисты проводят капитально-восстановительный ремонт узла/агрегата с обеспечением ресурса по наработке не ниже 80 % от нового. Есть лишь вопрос цены. Из практики предприятий следует, что предел целесообразности восстановления техники — это когда расходы не превышают 50–60 % стоимости новой единицы. Если ситуация и техническое состояние бульдозера позволяют, он может работать на карьере значительно дольше условного порога в 10 лет.

Если у предприятия нет резона использовать технику после 10 лет службы, то бульдозер все равно способен принести пользу владельцам. Его можно продать на запчасти или оставить в качестве донора для другой техники в парке — снизить за счет отслужившего свое трактора и его оборудования расходы на содержание других бульдозеров горной компании.

Резюмируем

  • Оптимальный срок службы карьерного бульдозера Komatsu — 3 года или 10 лет.
  • Три года — для компаний с коротким циклом работы, сроки планирования которых ограничены рамками контрактов с крупными предприятиями.
  • 10 лет и более оптимально для крупных компаний, которые планируют объемы добычи на десятилетия вперед.
  • Чем дольше эксплуатируется профессиональная техника, тем меньше у нее стоимость владения на единицу времени.
  • Расходы на содержание техники распределяются скачкообразно: первый интервал — от 0 до 20 000 мото-часов, далее возможны пики раз в 10 000 — 15 000 мото-часов, или каждые 2–3 года.
  • Вывод бульдозера из парка целесообразно планировать до одного из пиковых значений расходов.
12 фев 2019 11:02 | автор: KOMEK | просмотров: 19096 |



комментариев нет




На правах рекламы:

Прямой эфир:


RBK Money