Первому трактору БЕЛАРУС исполнилось 65 лет


Ровно 65 лет назад, 18 июня 1949 года, в Минске произошло событие, ставшее знаковым для города, республики, всего переживающего послевоенный кризис Советского Союза. На заводской двор молодого и тогда еще малоизвестного предприятия — Минского тракторного — выехал первый колесный трактор. Всего лишь опытный образец, но он стал первой исконно белорусской машиной, положившей начало «династии» тракторов МТЗ, впоследствии получивших громкое имя «Беларус». Сегодня мы вспоминаем о том первом тракторе и о последовавшей за ним первой серийной модели — МТЗ-2.

Первый блин не стал комом


Задание на изготовление собственного универсального колесного трактора передовой для того времени конструкции специалисты Минского тракторного получили к лету 1948 года. В соответствии с приказом министра автомобильной и тракторной промышленности СССР от 31 мая 1948 года № 140 конструкторскому коллективу поручалось спроектировать машину с дизельным двигателем мощностью 37 лошадиных сил. Мало того — трактор с гидронавесной системой, позволяющей обходиться без прицепщика, создавался в стране впервые!

Между тем коллектив МТЗ только начинал осваивать азы машиностроительного мастерства. До этого, помимо освоения новых мощностей, заводчане выпускали только плуги, пусковой двигатель ПД-10, а производство тракторов началось с гусеничных машин КД-35. Кстати, примерно в то же время, что и обкатка первых экземпляров собственной конструкции. Но КД-35 был уже известной машиной — ее проектирование началось еще до Великой Отечественной. Для выпуска трактора был построен завод в Липецке, а затем производство было решено расширить, отдав документацию и в Минск. А вот новая конструкция, которую поручалось разработать белорусам, — проект, что называется, с нуля.

Два варианта

От опытного образца до серийной модели прошло долгих четыре года. В октябре 1948-го на МТЗ закончили эскизно-технический проект будущей машины. Она была создана в двух вариантах и предназначалась для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами. МТЗ-2 — для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес, МТЗ-1 — для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами.

Работа трактора предусматривалась на колесах двух вариантов: резиновых баллонах низкого давления и колесах с жестким стальным ободом со шпорами. Разработка имела независимый привод вала отбора мощности, гидравлическую систему для подъема навесных орудий, была снабжена съемным регулируемым прицепным приспособлением.

Первый образец колесного трактора, как упоминалось выше, впоследствии стал основой для создания серийной машины МТЗ-2. Уже в день своего рождения, 18 июня, он выехал в поле. Испытывали первенца, как и его последователей, с самыми разными орудиями, давали немыслимые нагрузки. Находили недочеты, исправляли их — словом, доводили машину до ума. В 1949 году было выпущено 7 опытных экземпляров, которые подверглись длительным заводским испытаниям.

Следующей исторической датой для МТЗ станет 14 октября 1953 года, когда на конвейере закончится сборка первого серийного трактора МТЗ-2. Он тоже сразу был делегирован на колхозные поля. На этой машине 17 лет проработал механизатор колхоза «Большевик» Савелий Мироненко. Сменил полюбившуюся технику только в преддверии 25-летия МТЗ, когда заводчане предложили обменять «старичка» на новый именной МТЗ-50. Первенца же белорусского тракторостроения торжественно водрузили на пьедестал у заводской проходной, где он и стоит по сей день.

Поскольку выпущенный в 1949 году опытный образец белорусского трактора стал прообразом модели МТЗ-2, есть смысл упомянуть, что же в конце концов получилось из задумок конструкторов минского предприятия.

Мощность двигателя — 27,2 кВт (37 л. с.), конструктивная масса — 3250 кг, максимальная скорость 3,78 метра в секунду, или 13 километров в час. Число передач переднего хода — 5, заднего — 1, удельный расход топлива — 299,2 г/( кВт ч). Трактор не оснащался кабиной.

Унификация техники Минского тракторного завода с тракторами Южного машиностроительного завода тягового класса была стопроцентной. К главным недостаткам трактора можно отнести низкую транспортную скорость, недостаточное число передач, высокий расход топлива и большую массу.

Выявленные в процессе эксплуатации недостатки поспособствовали полному переходу к выпуску последователя — трактора марки МТЗ-5. Так, по мере совершенствования модели были увеличены ее мощность, скорость и производительность. Улучшали условия труда водителя, расширяли шлейф машин и сферы применения. В результате модернизации была создана серия «5»: базовая модель МТЗ-5 и модификации МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, а также трактор МТЗ-7 со всеми ведущими колесами.

Источник: «Беларус-МТЗ обозрение»


belarus-tractor.com
23 июн 2014 14:57 | автор: newsrelay | просмотров: 2767 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





+ добавить объявление

Продажа спецтехники:

1. Фотография Беларус 1025
Трактор колесный
2012 г., 1298 ч.
22.09.2017
15 500 EUR
2. Фотография Беларус МП-320
ТРАКТОРЫ
2016 г., 2 ч.
21.09.2017

г. Псковская область, Псков, г. Псков, ул. Леона Поземского, 108
680 000 РУБ
3. Фотография Беларус МТЗ 82.1, трактор
ТРАКТОРЫ
2007 г., 9000 ч.
18.09.2017
Частное лицо
г. Алапаевск
550 000 P
4. Фотография Беларус 1221
Трактор колесный
2014 г., 2408 ч.
12.09.2017
1 550 000 РУБ
5. Фотография Беларус 820
Трактор колесный
2010 г.
12.09.2017
31 200 EUR
6. Фотография Беларус ЭО 2626, экскаватор-погрузчик
Экскаватор-погрузчик
2009 г.
11.09.2017
Частное лицо
г. Каменск-Уральский
500 000 P
7. Фотография Беларус МТЗ 80, трактор
ТРАКТОРЫ
1989 г.
11.09.2017
Частное лицо
г. Серов
100 000 P
8. Фотография Беларус МТЗ 82.1, трактор
ТРАКТОРЫ
2007 г.
06.09.2017
Частное лицо
г. Камышлов
650 000 P
9. Фотография Беларус МТЗ-82, трактор
ТРАКТОРЫ
1985 г.
29.08.2017
Частное лицо
г. Первоуральск
320 000 P
10. Фотография Беларус 3023
ТРАКТОРЫ
2017 г.
28.08.2017

г. Москва
8 700 000 РУБ
 
 
+ добавить объявление

Аренда спецтехники:

1. Фотография Подметально-уборочная машина
Подметально-уборочная машина

03.05.2017
ООО Спецтех Самара
г. Самара
850 РУБ/час
2. Фотография Беларус К-78М
ТРАКТОРЫ
2011 г.
11.04.2017
УМ 77
г. Москва, Грайвороновская
110 РУБ/час
3. Фотография Беларус 2522ДВ
Трактор колесный
2007 г.
08.04.2017

г. Москва
1 500 РУБ/час
4. Фотография Беларус 82.1
Трактор колесный
2014 г.
08.04.2017

г. Санкт-Петербург
1 000 РУБ/час
5. Фотография Беларус 12
Подметально-уборочная машина
2009 г.
08.04.2017

г. Нижегородская область, Нижний Новгород
1 000 РУБ/час
6. Фотография Беларус 82.2
Трактор колесный
2014 г.
08.04.2017

г. Санкт-Петербург
900 РУБ/час
7. Фотография Беларус 82
Трактор колесный
2014 г.
05.04.2017
УМиАТ 63
г. Москва
900 РУБ/час
8. Фотография Бурильно-крановая машина
Бурильно-крановая машина

16.02.2017
Спецтехника Петербург
г. Санкт-Петербург
1 500 РУБ/час
9. Фотография Аренда трактора БЕЛАРУС мтз 80.1 Санкт-Петербург
ТРАКТОРЫ
2010 г.
10.02.2017

г. Санкт-Петербург
8 000 РУБ/смена
10. Фотография Аренда трактора БЕЛАРУС 1021 Челябинск
Трактор колесный
2007 г.
08.02.2017

г. Челябинск
цена по запросу
 
 
Минский тракторный завод
  • http://www.belarus-tractor.com/
На правах рекламы:
Гусеничный экскаватор KOMATSU PC300-8, 2014 г.в.

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money