Ижорские заводыОАО «Ижорские заводы»


ОАО «Ижорские заводы» — предприятие тяжёлого машиностроения России. Находится в городе Колпино близ Санкт-Петербурга.

В номенклатуру предприятия входят мощные экскаваторы, прокатное, энергетическое оборудование, листовой и сортовой прокат и др. На предприятии заняты 8 тыс. сотрудников.

Принадлежит российской компании «Объединённые машиностроительные заводы».

Названия

Жизнь завода неразрывно связана с жизнью страны, поэтому смены эпох отражены и в смене его названий:
  • «Адмиралтейские Ижорские заводы» — в петровскую эпоху,
  • «Ижорский заводом им. А. А. Жданова» — в советское время,
  • «ОАО Ижорские заводы» — после перестройки (c 1992 г.).

История

В 1710 годуна реке Ижоре поприказу князя Меншикова возвели плотину ивододействующую пильнуюмельницу для распиловки леса, идущего настроительство кораблей.

Новая пильная мельница, заложенная в 1722 году на месте, определённом указом Петра Первого от 22 мая 1719 года,положиланачало развитию появившихся вскоре при ней производств -железных,медных, якорных и молотовых заводов, приписаных к Адмиралтейству,поэтому называется «Адмиралтейские Ижорские заводы». С момента основания был государственным предприятием.

Сперва дело ограничивалось только пилкой леса. Но потом для флота потребовались разнородные изделия. Таким образом, в 1760 году устроен был кирпичный завод, в 1770 годупосроено 7 пильных амбаров, завод для починки якорей, молотовой амбардля сплавки и ковки железа, мукомольная и толчея, приготовляющая цементк строению кронштадтского канала. В 1781 годувыписана из Англии плющильная машина для делания медных и железныхлистов и построены две печи для нагревания медных листов, десять горновдля ковки гвоздей и мелких кузнечных вещей, каменная литейная и устроенмост через Ижору.

Колпино, также Колпинскоесело,при Ижоре, в 8 вёрстах выше её устья, в 26 вёрстах отСанкт-Петербурга,есть большое село с прекрасною каменною церковью и 2высокими башнями.Оно имеет примечания достойные заводы КронштадтскогоАдмиралтейства, для которых изо всей Ижоры помощью плотины сделаноозеро. Заводские строения суть деревянные и старые, ныне же срываются истроятся каменные. Здесь есть:
  • шесть голландских пильных мельниц;
  • шестьцементныхмельниц, каждая с шестью ступами, помощью коих толкут кирпичипросеивают через большие железные решеты (для смешивания оногоприводяном строении с цементом);
  • якорная и другая кузница для крупных работ с рычагами;
  • простая кузница со многими горнами;
  • литейный дом для железа и меди на дроги, колеса, оси, медные доски и пр.;
  • мастерская для медников;
  • медная молотовая и разные меньшие учреждения.
Всесии заведения управляются конторою адмиралтейства и имеютподсмотрением одного английского и одного немецкого мастера около300работников, которые из негодных рекрутов берутся. Произведениязаводовнагружаются пониже оных на барки и перевозятся таким образомвКронштат. 1794 год.

Завод в XIX - начале XX веков

Начиная с 1800 года,послеиздания специального указа о расширении лесных угодий,приписанныхИжорскому заводу, последний вступает в полосу чрезвычайного подъёма ироста. Вместо примитивных деревянных построек начинается строительствокаменных зданий мастерских и цехов. В это же время на заводе работали823 человека.

В 1803 году
в рамках технического перевооружения на базе старого завода создан машиностроительный завод.

В 1803—1804 годах
попроекту шотландского архитектора Василия Гесте была построена заводскаяконтора, она стала одним из первых сооружений плана реконструкциизавода. Кроме того, Гесте проектировал здания мастерских,которыестроились по плану реконструкции. Для технических нужд Гесте совместнос К.К.Гаскойном также была построена каменная заводская плотина на рекеИжора.

На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины.

В 1817 году, впервые в России, был создан колёсный военный корабль «Скорый», оборудованный вертикальной паровой машиной. В 1832 году впервые в России на заводе была построена паровая машина с кривошипно-шатунным механизмом для военного парохода «Геркулес».

С середины XIX векаИжорские заводы становятся основным поставщиком брони для российскогофлота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительствоминоносок и миноносцев.

С 1878 по 1900 год было построено 19 миноносцев, в том числе один - на нефтяном топливе; пять тральщиков.

Начальники Ижорского завода:
  • 1803 — 1806 — Карл Карлович Гаскойн
  • 1806 — 1856 — А.Я.Вильсон
  • 1856 — 1863 — Карл Иванович Швабе
  • 1863 — 1872 — И.И.Зарубин
  • 1872 — 1887 — Л.Ф.Гадд
  • 1887 — 1892 — В.Ф.Геймбрук
  • 1892 — 1894 — Н.А.Быков
  • 1894 — ... — Р.Х.Гросс

Советский период завода

Рабочие И. з. активно участвовали в революционном движении. В ночь с 24на 25октября (с 6 на 7 ноября) 1917 с И. з. в распоряжениеВоенно-революционного комитета было направлено 17 броневиков. В 1919 ижорские рабочие батальоны самоотверженно защищали Петроград от наступления Юденича.

За годы довоенных пятилеток (1929-40)назаводе были изготовлены первые советские блюминги, выпускалиськривошипные и эксцентриковые прессы для автомобильных и тракторныхзаводов и налажено производство крупных поковок.

В Великую Отечественную войну из рабочих И. з. был сформирован Ижорский батальон. В 1941-45 годах бойцыбатальона в рядах Красной Армии героически сражались с фашистами наподступах к Ленинграду. И.З. производил корпуса танков,бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для дотов и др.

После войны на заводе построены новые металлургические,реконструированы и расширены механосборочные цехи, выпущенывысокопроизводительные автоматизированные прокатные станы, налаженопроизводство энергетического оборудования, создано более 100 видовновых технически совершенных машин и изделий и др. В 1970 по сравнению с 1965 объём производства возрос более чем на 50 %.

Завод награждён 2 орденами Ленина (1940 и 1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1947).

Современность

Объединённые машиностроительные заводы, принимающие участие в реализации Федеральной целевой программы «Развитие атомного энерго–промышленного комплекса России на 2007—2010 годыи перспективу до 2015 года», начали подготовку к работе, выкупая землизавода и расторгая договоры с арендаторами и собственниками земли ОМЗ,опираясь на поддержку городских властей. Из 670 га территории «Ижорскихзаводов» в Колпино 420 га занимают сторонние предприятия, не имеющиеникакого отношения к ОМЗ: из 138 компаний 67 — собственники промышленных объектов и сооружений, 40 — арендаторы, 31 — подрядчики.

В 2007 годупроходят переговоры о включении «Ижорских заводов», единственногороссийского производителя корпусов для атомных реакторов, в состав«Атомэнергомаша».

В январе 2009номинальным держателем контрольного пакета «Ижорских заводов» в размере50,79 % акций стал Сбербанк. Основным акционером остается ОМЗ,напрямую владеющий 58,58 % акций предприятия. Передача акций состояласьещё в конце 2007 года в качестве обеспечения по кредиту на сумму 2,38млрд рублей.
 
 
 


Контакты:

  • Колпино близ Санкт-Петербурга
  • http://www.izhora.ru/

RBK Money