ЗиЛЗавод имени Лихачёва


Деятельность ЗИЛ

АМО ЗиЛ специализируется на производстве:
  • грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т;
  • автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м (производство под заказ);
  • легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ).
В 1975-1989 гг. завод ежегодно собирал по 195—210 тыс. грузовиков.

В 1990-х объём производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков(1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться.В 2008 году произведено 4,54 тыс. автомобилей.

С 1924 по 2008 завод произвёл 7 млн 867 тыс. 850 грузовых автомобилей,39 тыс. 533 автобуса (в 1927–1961 гг., 1963–1994 гг. и с 1997 года) и12 тыс. 145 легковых автомобилей (в 1936–2000 гг.).

Кроме того, в 1951–2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовыххолодильников и в 1951–1959 гг. — 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.

За 2008 год АМО ЗИЛ отгрузил потребителям 4539 грузовых автомобилей(–51,3 % к 2007 году) и 9 автобусов (–65,4 %). В 2008 году выручкакомпании составила 3,611 млрд руб. (73,2 % к 2007 году).

В 2008 году АМО ЗИЛ планировало организовать СП с китайской компаниейCNHTC по производству тяжёлых дизельных грузовиков марки HOWO-ZIL.

Собственники и руководство ЗИЛ

Около 64 % акций АМО ЗИЛ контролирует правительство Москвы.

История завода ЗИЛ

  • 2 августа 1916 г. в Тюфелевой роще состоялисьторжественный молебен и закладка автомобильного завода (АМО), который кмарту 1917 г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15»по лицензии итальянской фирмы "ФИАТ". Завод основан торговым домом«Кузнецов, Рябушинские и К?». Трудности военного времени и слабостьстанкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода внамеченные сроки. Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплектыавтомобилей «Ф-15 », что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 г.,779 - в 1918 г. и 108 автомобилей - в 1919 г. Однако, завод дляизготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виноютому стали Октябрьская революция и гражданская война.
  • 15 августа 1918 г. произошла национализациянедостроенного завода. Недостроенное предприятие по существупревратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили идругая техника.
  • 30 апреля 1923 г. заводу АМО было присвоено имяитальянского коммуниста Ферреро, убитого фашистами. В июне 1923 г.Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923-1927 гг.Однако только в марте 1924 г. на завод поступило конкретноеправительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
  • 1 ноября 1924 г. был собран первый полуторатонныйгрузовик АМО-Ф-15, а 7ноября десять машин приняли участие в параде. Этудату принято считать днем рождения советского автомобилестроения.
  • В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО).
  • В 1927 году завод возглавил И.А.Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия.
  • В начале 1927 г. Автотрест, которому подчинялсязавод, принял решение о реконструкции завода. Объектом производства былвыбран грузовик американской автосборочной фирмы "Автокар"грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался массовый выпускгрузовиков конвейерным способом.
  • В 1931 г. — пуск завода после реконструкции и 1октября этого же года заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). 25октября 1931 г. был пущен первый отечественный сборочный автомобильныйконвейер, с которого сошли первые 27 грузовиков АМО-3.
  • 1 октября 1931 г. заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС).
  • К лету 1933 г. грузовик АМО-3 был модернизирован, его грузоподъемность была повышена до 3 т.
  • В 1934 г. началось производство автомобилей ЗИС-5и ЗИС-6. Грузовик ЗИС-5 стал этапной моделью в истории завода не толькопотому, что был первым действительно массовым автомобилем и стоял напроизводстве 15 лет. На базе автомобиля ЗИС-5 было разработано 25разновидностей и модификаций автомобилей, 19 из которых были поставленына производство.
  • 21 августа 1933 г. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода, которая была направлена на расширение перечня моделей автомобилей.
  • В 1936 г. началась конвейерная сборка первогоотечественного семиместного лимузина ЗИС-101, основой которого сталаконструкция американского легкового автомобиля "Бьюик" по натурномуобразцу (без покупки у фирмы чертежей).
  • С 1936 по 1941 гг. завод сосредоточил усилия наувеличение выпуска грузовиков с газогенераторными установками ЗИС-21 иполугусеничных автомобилей ЗИС-22, ЗИС-42, а также автобусов ЗИС-8 иЗИС-16 (все на базе ЗИС-5).
  • Осенью 1941 г. наступление немецких войск наМоскву вынудило эвакуировать значительное количество людей иоборудования в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Однако послеуспешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг.ЗИС понемногу набирал обороты и с июня 1942 г. с конвейера сталисходить военные грузовики ЗИС-5В (упрощенные), полугусеничные тягачиЗИС-22, ЗИС-42, выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы,мины, снаряды и прочее). За годы войны было изготовлено около 100 тысячгрузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С. Тогдаже в июне 1942г. ЗИС был награжден первым орденом Ленина за отличнуюорганизацию производства боеприпасов и вооружения. Эвакуированные людии оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского(Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового иШадринского автоагрегатного.
  • В октябре 1944 года завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
  • 19 сентября 1942 г. были начаты работы по созданиюправительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. Верховный заказчикпожелал за образец автомобиля взять лимузин фирмы «Паккард».
  • В 1946 г. началась третья реконструкция ЗИСа. Онапредназначалась для постановки на производство первой послевоеннойпродукции завода: грузовых автомобилей ЗИС-150 (1947г.) и грузовыхавтомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).
  • В ноябре 1949 года завод награжден вторым орденомЛенина за заслуги в развитии советского автостроения и в связи с25-летием советского автомобиля.
  • В 1949 г. на смену городскому автобусу ЗИС-154пришел городской автобус ЗИС-155. Автобус был выполнен на базе основныхагрегатов автомобиля ЗИС-150 и автобуса ЗИС-154.
  • С 30 апреля 1950 г. завод начал выпускатьхолодильники, а с января 1951г. приступил к производству велосипедов,производство которых прекратилось в 1959 г.
  • В 1950 году завод приступил к производству оборонной техники - бронетранспортеров ЗИС-152 и автомобилей-амфибий ЗИС-485 (1952-1958г.г.)
  • В начале 1953г. на заводе было создано специальноеуправление по проектированию первого китайского автозавода. СпециалистыЗИСа в Чанчуне помогли китайцам пустить в производство первый китайскийгрузовик «Цзефан» (копия ЗИС-150).
  • В 1954 г. по настоянию маршала СССР Г.К. Жукова назаводе организуется специальное конструкторское бюро для созданияособой автомобильной техники, предназначенной для мобильных ракетныхсистем. Начальником и главным конструктором СКБ был назначен В.А.Грачев.
  • В 1955 г. на производство был поставлен первый отечественный междугородный автобус ЗИС-127.
  • В 1956 г. умирает Иван Алексеевич Лихачев и заводуприсваивается его имя. В конце того же года были собраны по два первыхопытных образца грузовых автомобилей второго послевоенного поколения -ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
  • В 1957 г. ЗИС-155 сменил более комфортабельный городской автобус ЗИЛ-158.
  • В 1957 г. на производство поставлен автомобильЗИЛ-164-ЗИЛ-164А взамен ЗИС-150. На автомобиле был установленмодернизированный двигатель, новый задний мост со штампованной балкой.
  • В 1958 году вместо автомобиля ЗИЛ-151 сталсобираться трехосный полноприводный автомобиль ЗИЛ-157. Автомобиль былоснащен устройством для регулирования давления воздуха в шинах колес иодноскатной ошиновкой. Линия легковых машин после автомобиля ЗИС-110была продолжена в 1958 г. правительственным лимузином ЗИЛ-111.
  • На международной выставке в Брюсселе автомобиль награжден Почетнымдипломом. Последующие легковые автомобили: ЗИЛ-114-117 (1967-1976г.г.), ЗИЛ-4104-4105 (1976 г.), вплоть до последнего ЗИЛ-41041,расцениваются, как достаточно стильные и современные. Четвертаяреконструкция завода, начавшаяся в 1959 г., позволила освоитьпроизводство автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
  • В 1964г. начато массовое производство ЗИЛ-130.Совершенствование конструкции грузовиков ЗИЛ-130 продолжалось до конца1970 г. и пополнилось такими модификациями как северные, экспортные,тропические, газобаллонные и т.д.
  • К категории полноприводных автомобилей к третьему поколениюотносится 3,5-тонный грузовик ЗИЛ-131 (6х6), унифицированный с серией"130" и выпускавшийся с 1967 г. В связи с изменениями в двигателе и ходовой части в 1987 году автомобилю присвоен индекс ЗИЛ-131Н.
  • В 1967г. были спроектированы и производились(штучно) поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска иэвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.
  • В 1967 г. СССР впервые принял участие в 8Международной "Неделе автобусов" в г. Ницце, где комфортабельныйавтобус малого класса «Юность» ЗИЛ-118 завоевал 12 призов. Автобусизготавливался штучно по отдельным заказам. Серийного производстваавтобуса организовать не удалось.
  • В 1971 году завод награжден третьим орденом Ленина за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана.
  • 13 июля 1971 года ЗИЛ стал Производственным Объединением (ПО ЗИЛ), в состав которого вошли 17 заводов.
  • В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
  • В 1975 году завод награжден Орденом Октябрьскойреволюции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск200 тысяч автомобилей в год.
  • В 1975 г. на ЗИЛе наладили производство новогопоколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6x4) грузоподъемностью 8 т,к которым с 1977 г. добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным двигателем V8,5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей ибалансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.
  • С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 выпускались грузовикиЗИЛ-133ГЯ на которых устанавливались дизельный двигатель КамАЗ-740Камского автозавода ( 210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач,усиленные передние рессоры. Большую роль завод сыграл в судьбе КАМАЗа.На ЗИЛе были спроектированы литейный и автосборочный корпуса, асозданные образцы грузовиков легли в основу модельного ряда автомобилейиз Набережных Челнов.
  • Начавшаяся в 1982 году последняя и самая крупная реконструкция завода совпала с кардинальными изменениями в экономике страны.
  • В 1984 г. выпущены первые автомобили ЗИЛ-130 с модернизированным передним приводом. Им был присвоен индекс ЗИЛ-431410.
  • В1990-е годы производство грузовиков ЗИЛ-130(ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131Н было переведено на Уральский автомоторный завод(УАМЗ) в Новоуральске под Екатеринбургом.
  • В начале 90-х гг. ранее засекреченное производствоспециальных вездеходов было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА". В егоназвание вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачева.Наиболее интересными являются аварийно-спасательные амфибии "Синяяптица". Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполненияхЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6х6) с бензиновыми или дизельными двигателямимощностью 136-185 л.с, бортовой 10-ступенчатой трансмиссией,независимой торсионной подвеской, дисковыми тормозами,стеклопластиковыми кузовами, оборудованными радионавигационнымиприборами и средствами спасения.
  • В декабре 1991 г. распался СССР, и порвалисьмноголетние внутрисоюзные связи. Новые условия периода перестройки,потеря важных рынков, сбои в кооперационных связях и фактическоепрекращение поступления военных заказов заставили ЗИЛ в корнепересмотреть свою политику и начать приспосабливаться к рыночнымпринципам ведения хозяйства. В первое время это привело к резкомупадению спроса на все серийные грузовые автомобили и поставило завод награнь банкротства. Одновременно начались активные поиски выхода изсоздавшегося положения, в результате которых вся производственнаяпрограмма была пересмотрена и расширена. Этому способствовала иконкуренция со стороны иностранных фирм, которую ранее ЗИЛ никогда неиспытывал.
  • 23 сентября 1992 г. ПО ЗИЛ было приватизированопервым в отрасли и одним из первых из числа крупнейших предприятийРоссии и преобразовано в Открытое Акционерное Московское Общество"Завод имени И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) с сохранением торговой марки"ЗИЛ". Общее собрание акционеров избрало новый в истории завода органуправления - Совет директоров. Кроме головного завода, оно включало 30дочерних предприятий. Одним из его акционеров стало правительствоМосквы, которому в настоящее время принадлежит контрольный пакет акций.
  • В 1992 году был разработан новый 3-х тонныймалотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301. Имя «Бычок»этому автомобилю дал мэр г.Москвы Ю.М.Лужков.
  • В 1992 г. для участия в соревнованиях Кубка ФИА пошоссейно-кольцевым гонкам на грузовиках было изготовлено несколькоседельных тягачей ЗИЛ-4421С (мощность до 900 л.с.) с импортнымиагрегатами.
  • 30 декабря 1994 г. с конвейера в АСК сошелпоследний грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и тогда же началосьмелкосерийное производство автомобилей семейства ЗИЛ-5301. Его шассистало базой для цельнометаллического фургона и автобусов вместимостью15+1, 21+1. На третьей Всероссийской выставке-конкурсе «Лучшие работыгода – Дизайн-95», коллектив авторов: К.В.Потехин, В.Г.Мазепа,А.Н.Митрофанов, А.Н.Горчаков, Э.С.Дамьяно, В.И.Бобр и Э.И.Грицай заразработку малотоннажного грузовика удостоен Гран При в номинации«Промышленный дизайн».
  • В 1996 г. основой семейства стала серийная сборкаавтомобилей ЗИЛ-5301. Он оснащен автомобильной модификацией тракторного4-цилиндрового дизельного двигателя Д-245.12С (108,8 л.с.) иД-245.9Е2(136 л.с.) Минского моторного завода. На автомобилиустанавливается 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач,гидроусилитель рулевого управления и 3-местная кабина с некоторымиизменениями кабина ЗИЛ-4331. "Бычок" оснащен гидроприводом сцепления итормозов, гипоидной главной передачей, передними дисковыми тормозами,16-дюймовыми колесами с бескамерными шинами, имеет малый радиусповорота (7 м) и небольшую погрузочную высоту. Основные модификациисемейства малотоннажных автомобилей производятся с колесными базами3650 и 4250 мм; с удлиненной кабиной, с двумя спальными местами; ссемиместной двухрядной кабиной. На них предлагаются соответствующиебортовые варианты, несколько видов универсальных, изотермических ирефрижераторных фургонов-кузовов. На базе малотоннажных автомобилейсоздана большая гамма коммунальной, строительной и специальной техники.
  • В 1999 г. было изготовлено 13745 "бычков", что составило 63,4% общего производства завода.
  • В 1996 г. был представлен магистральный седельныйтягач ЗИЛ-6404 (6x4) с 410-сильным дизелем ЯМЗ-7511 и спальным отсеком,способный буксировать автопоезда полной массой до 40 т со скоростью 105км/ч.
  • 1998 году на производство был поставлен автомобильЗИЛ-432720 (4х4) с колесной базой 3340 мм. Шасси ЗИЛ-432722предназначается для монтажа специализированных надстроек коммунально-дорожных служб.
  • Кардинальные реформы в России 90-х гг. существенно отразились наположении ЗИЛа. Первоначальная ставка на тесное сотрудничество вобласти тяжелых грузовиков и дизелей с фирмами "Кенворт" (Kenworth), "Катерпиллар" (Caterpillar), "Вольво" (Volvo) и "Рено" (Renault) особого успеха не принесла.
  • С 1999 г. в ыпускались новые 10-тонные грузовикиЗИЛ-6309 (6x4) и самосвал ЗИЛ-6409 с 195-сильным дизельным двигателемЯМЗ-236А массой до 40 т со скоростью 105 км/ч.
  • К концу XX века АМО ЗИЛ выпускал автомобили болеечем в 120 вариантах и предлагал их с кузовами и надстройками, которыевыпускали 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для нихизготовляли 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по20-22 тыс. грузовиков - это в 10 раз меньше его потенциальныхвозможностей.
  • В 2000 году три полноприводных автомобиляЗИЛ-433420 совершили уникальный автопробег по маршрутуМосква-Якутск-Уэлен-Северная Америка-ЗападнаяЕвропа-Калининград-Москва. Первый этап кругосветной экспедиции длиной13500 км был пройден за 62 дня и завершился в поселке Уэлен на берегуБерингова пролива (Чукотка). Всего экспедиция преодолела 45 000 км.Автопробег проводился клубом «Приключение» совместно с АМЛ ЗИЛ иправительством Москвы.
  • В декабре 2002 года произошла смена руководстваАМО ЗИЛ. Был назначен новый генеральный директор Константин ВикторовичЛаптев, который до этого работал в команде "Руспромавто" на постуисполнительного директора ГАЗа. На завод была привлечена группаменеджеров, имеющих практический опыт работы в условиях антикризисногоуправления. Была разработана программа реструктуризации завода,направленная на работу с дочерними предприятиями по возвращениюутерянных ранее активов АМО ЗИЛ, восстановлениехозяйственно-производственных связей с сохранившими и возвращаемымидочерними предприятиями, расширение гаммы выпускаемой продукции иуслуг, освоение новых рынков сбыта.
  • В 2003 году освоено производство автомобилейЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930 с дизельными двигателями с повышеннымимощностными показателями Минского моторного завода Д-260.11Е2 (180л.с.) и Д-245.9Е2 (136 л.с.), которые имеют сертификаты соответствиянорм Евро-2.
  • В 2004 году произошла передача функцийисполнительного единоличного органа предприятия управляющей компании(МАК). В связи с этим изменилась должность руководителя завода:К.В.Лаптев стал генеральным директором управляющей организации АМО ЗИЛ.
  • С 2004 года с конвейера стали сходить автомобили ЗИЛ-43272Т (4х4) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е2 Евро-2; ЗИЛ-4334В1 (6Х6) с дизельным двигателем ММЗ Д-245.30Е2.
  • В 2005 году Компания «Автофрамос» планируетразместить на АМО ЗИЛ заказ на производство 12 основных кузовныхдеталей для своего нового Renault Logan . Специалисты АМО ЗИЛ,задействованные в производстве новых деталей, пройдут дополнительнуюспециальную подготовку на предприятиях Renault во Франции.
 
 
 


Контакты:

  • 115280, Москва, ул. Автозаводская, д.23
  • +7 (495) 627-37-77, 627-37-73
  • http://amo-zil.ru/

RBK Money