Эффективная организация технического сервиса строительной, дорожной и грузоподъемной техники. Часть 1.


Современная трактовка понятия технического сервиса формулируется следующим образом: «Комплекс мер по поддержанию требуемой работоспособности машин в определенных условиях эксплуатации при регламентируемых ресурсах». Из приведенной формулировки следует, что, по крайней мере, перед определенной сервисной службой должны устанавливаться цели в виде количественных показателей работоспособности машин и затрат ресурсов, значения которых должны быть регламентированы в определенных пределах.

Сервисом техники в РФ, как известно, занимаются организации - собственники машин (в т.ч. строительные и дорожные организации, арендодатели), специализированные предприятия, предприятия - дилеры производителей техники, сами производители и др.


При этом можно утверждать, что перед подавляющим большинством перечисленных российских сервисных служб не ставятся цели по допустимым показателям работоспособности машин. Это также относится к значительной части дилеров ведущих зарубежных компаний. При этом такие цели не ставятся, как со стороны пользователей техники, так и со стороны руководства сервисных служб и производителей техники. Такое положение сложилось еще во времена командной экономики.

Кроме того, подавляющее большинство российских сервисных служб не может правильно определить предельные допустимые затраты на сервис техники, исходя из цен на механизацию работ. Это подробно рассмотрено в статье Николаева С.Н. «К вопросу об определении сметной стоимости эксплуатации строительной техники» (СТТ №№ 1, 2, 2005 г.).

Даже если бы цели по работоспособности машин и предельным затратам на сервис и ставились бы, степень выполнения таких целей нельзя было бы оценить из-за использования на большинстве российских предприятий несовершенной системы учета и отчетности. Такая система также сложилась при командной экономике.

В значительной мере исторически сложившееся в РФ пренебрежительное отношение к сервису техники обуславливается отсутствием в российских предприятиях оценки потерь от: простоев машин, низкого уровня использования возможностей машин по производительности, брака в работе.

Невысокий уровень развития сервиса отрицательно сказывается на показателях эксплуатационной производительности машин, производительности за час рабочего времени, затратах на эксплуатацию машин. В свою очередь, это вызывает снижение темпов механизированных работ, уменьшение прибыли, увеличение капительных вложений (в т.ч. за счет увеличения потребности в технике), рост травматизма, рост физической и психологической напряженности работ, понижение качества работ, снижение конкурентоспособности предприятия-пользователя машин.

Следует также иметь в виду, что сервис все в большей мере становится неотделимой частью товара, продаваемого производителями техники. Таким образом, некачественный сервис отрицательно сказывается на конкурентоспособности производителя.

Сложившееся в российской практике положение с сервисом техники сказывается на существенном различии в его результативности на отдельных предприятиях.
В связи с этим возникают вопросы:
  • Как оценить уровень прогрессивности организации сервиса на конкретном предприятии?
  • Что надо делать, чтобы повысить этот уровень?
Частично ответы на поставленные вопросы приводятся в последующих частях статьи.

Оценка уровня прогрессивности организации сервиса


В соответствии с современной идеологией бизнеса, сервис техники следует рассматривать как бизнес-процесс, на входе которого находятся ресурсы, а на выходе результаты.

Для оценки прогрессивности такого процесса может быть использован широко распространенный в передовой практике метод «бенчмаркинга». При этом под «бенчмаркингом» понимается сравнение конкретного предприятия с другими предприятиями.

Различают:
  • конкурентный бенчмаркинг, при котором осуществляется сравнение с прямыми конкурентами;
  • функциональный бенчмаркинг, предусматривающий сравнение не обязательно с конкурентами;
  • общий бенчмаркинг - это сравнение с самым лучшим независимым от отрасли и вида рынка предприятием.

Проводить бенчмаркинг - это значит:
  • быть достаточно умным, чтобы признавать: всегда есть кто-то, кто в чем-то лучше вас;
  • быть достаточно мудрым, чтобы учиться у него всему, а затем догнать и перегнать учителя.
С позиции «что» сравнивается, различают:
  • бенчмаркинг результативных показателей;
  • бенчмаркинг процессов, характеризуемый процессными показателями, составом и качественными характеристиками процессов;
  • стратегический бенчмаркинг, при котором проводится сравнение стратегических решений и условий их реализации.
Ниже в таблице на основании обобщения передового опята приводится перечень важнейших нефинансовых результативных и процессных показателей сервиса. Здесь же в таблице приводятся лучшие значения этих показателей, достигнутые в мировой практике.

Следует отметить, что некоторые из значений лучших показателей в несколько раз (до 10 раз) отличаются от аналогичных показателей, достигнутых в передовой российской практике.

Показатели прогрессивности организации сервиса

Таблица 1
Показатели Прогрессивное значение показателя
1 Коэффициент технической готовности (КТГ), КТГ(Тк) = ТРАБ/(ТРАБ+ТРЕМ), где ТРАБ – время использования машин по назначению в течение календарного времени ТК; ТРЕМ – продолжительность простоев машин из-за ремонта, приходящихся на планируемый период работы машин 0,85 - 0,95
2 Годовая наработка машины при заданном фонде времени -
3 Отношение суммарных годовых трудовых затрат на техническое обслуживание, диагностирование и текущий ремонт к годовой наработке машин 0,4 - 0,5 чел.ч/маш.ч
4 Продолжительность функционирования сервисной службы в течение суток 24 ч
5 Отклонение от графика технического обслуживания ±10%
6 Отклонение от графика технического обслуживания 80 - 90%
7 Среднее время между остановками из-за ремонтов 80 - 120 ч
8 Среднее время, затрачиваемое на один ремонт 2 - 6 ч
9 Процент выполнения заказов на текущий ремонт в месте эксплуатации машины (в течение дня / в течение суток) 85% / 95%
10 Время устранения отказа, при превышении которого на место вышедшей из строя машины ставится резервная 2 ч
11 Процент выполнения заказов на запасные части за 24 ч с центрального склада сервисной службы 90%

Показатели 1, 2, 7, 8 являются результативными, а показатели 3 - 6 и 9 -11 являются характеристиками процесса сервиса. Значения процессных показателей непосредственно влияют на результативные показатели. Они дают информацию о том, как были достигнуты результаты. В значительной мере они представляют собой ключевые факторы успеха.

Показатели 1, 2, 3, 6, 7, 8 зависят как от показателей конструкции машины, так и от организации сервиса, а показатели 4, 9, 10, 11 определяются только организацией сервиса.

Все виды показателей могут определяться как по отдельным машинам, так и по группе машин.

Результативные показатели сервиса также непосредственно характеризуют степень работоспособности обслуживаемых машин.

Под плановостью ремонтов (показатель 6) понимается проведение ремонтов в запланированное время на основании результатов диагностирования.

Использование резервной техники (показатель 10) позволяет повысить степень работоспособности комплекта машин за счет исключения простоев жестко технологически связанных машин с машиной, вышедшей из строя.

С использованием информации, приведенной в таблице 1, специально созданная группа работников конкретного предприятия с привлечением консультанта может выполнить следующие действия:
  • определить с достаточно высокой точностью значения результативных и процессных показателей для своего предприятия;
  • сравнить показатели собственного предприятия с лучшими значениями этих показателей, достигнутыми в передовой практике;
  • выявить области наибольшего расхождения;
  • наметить конкретные меры по улучшению результатов сервиса собственного предприятия.
Чтобы выполнить последние действия требуется глубоко проанализировать более простые процессы, входящие в состав сервиса. Состав и характеристика таких процессов, используемых в передовой практике, рассматриваются ниже.

Составляющие процесса сервиса


Как и в каждом сложном процессе, в составе процесса сервиса можно выделить иерархическую структуру более простых процессов.

процесс технического сервиса
Рис. 1 Составляющие процесса технического сервиса

 

На Рис. 1 приведена верхняя часть иерархической структуры сервиса.

Ниже кратко рассмотрены отдельные более простые процессы сервиса согласно Рис. 1.

Полный состав процессов, характеризующих современную производственную деятельность (1, Рис. 1) сервисной службы отражен на Рис. 2. Именно с помощью таких процессов обеспечивается достижение результативных показателей, приведенных в рассмотренной ранее таблице.

состав и взаимосвязь полного комплекса высококачественных услуг по техническому сервису
Рис. 2. Состав и взаимосвязь полного комплекса высококачественных услуг по техническому сервису


Отдельные сервисные службы могут выполнять собственными силами, как все процессы (1 - 4), так и отдельные из этих процессов или их частей. В последнем случае для выполнения отдельных процессов (частей процесса) они могут привлекать соисполнителей или вообще их не выполнять.

Прогрессивная стратегия по сервису формулируется следующим образом:
  • значительное внимание следует уделять мерам профилактического характера, направленным на максимально возможное уменьшение случаев нарушения работоспособности машин;
  • ?своевременно должен осуществляться упреждающий ремонт агрегатов каждой машины, пока этот ремонт не трудоемок, не осложнен и не потребует крупных расходов ресурсов и длительного простоя машин.
Эффективный состав процессов 1 - 3 (Рис. 2) и их характеристики рассмотрены в статье авторов «Состав эффективного комплекса услуг по техническому сервису строительных машин» (Механизация строительства № 1, 2005 г.).
Особо важное значение придается диагностированию (1.2).

Основной стратегией высококачественного диагностирования является выявление неисправностей в работе машин до того, как они станут причиной ее остановки. При этом следует устранять по возможности как можно больше таких неисправностей во время плановых остановок машины для продления времени бесперебойной эксплуатации до следующей остановки.
Дополнительными к приведенным в таблице процессными показателями (характеристиками) по процессам 1 - 3 применительно к отдельным моделям машин, могут быть:
  • расход смазочных материалов, отнесенный к часу работы машины;
  • расход фильтров в денежном выражении, отнесенный к часу работы;
  • стоимость запасных частей, расходуемых на текущий ремонт, отнесенный к часу наработки;
  • трудоемкость текущего ремонта в чел.-ч., отнесенный к часу наработки;
  • трудоемкость и продолжительность одного капитального ремонта машины;
  • стоимость запасных частей, приходящихся на один капитальный ремонт;
  • назначенный ресурс отдельных деталей;
  • трудоемкость, продолжительность и стоимость капитального ремонта отдельных агрегатов;
  • стоимость и трудоемкость восстановления отдельных агрегатов;
  • состав процессов по капитальному ремонту отдельных агрегатов и др.
Важное значение для работы сервисной службы имеет обеспечение запасными частями, входящее в состав процесса 4 (Рис. 2). При этом под запасной частью (ЗЧ) понимается составляющая часть машины (деталь или сборочная единица), предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части в случае ее замены.

Основной целью данного процесса является достижение планируемого значения показателя «Процент выполнения заказов на запасные части за 24 ч» (Таблица 1) при минимальных капитальных вложениях и затратах на хранение и транспортировку.
В общем случае обеспечение ЗЧ может предусматривать поставку ЗЧ по потребности отдельным структурным элементам сервисной службы и продажу ЗЧ внешним клиентам.

обеспечение запасными частями
Рис. 3 Верхняя часть структуры процесса «Обеспечение запасными частями»

Верхняя часть структуры процесса обеспечения ЗЧ приводится на Рис. 3. Ниже с учетом передового опыта рассматриваются отдельные составляющие этого процесса.

Прогноз спроса (4.1.1) часто осуществляется с использованием нормативов или на основе данных расхода ЗЧ за прошедший период. На основе данных по спросу ЗЧ осуществляется организация функционирования всех остальных простейших процессов.

Для обеспечения эффективного функционирования всех процессов и широкого использования ЭВМ должны осуществляться классификация и кодирование ЗЧ.

Наиболее часто используется классификация по признаку частоты спроса, а также конструктивных особенностей и долговечности. Коды на детали в первую очередь должны отражать их принадлежность и размещение.
 
Широкое распространение получила пирамидальная структура складов службы сервиса. При этой структуре пополнение запасов складов ниже расположенных уровней осуществляется с выше расположенных складов. Последний пополняется в свою очередь из внешних источников и из собственных ремонтных служб.

В передовой практике используются эмпирические правила для включения определенной ЗЧ в номенклатуру хранимых частей, а также образования текущих и страховых запасов по этим частям. В состав запасов ЗЧ включаются сменные агрегаты, используемые при агрегатном методе ремонта машин (обменный фонд агрегатов).

В число важнейших показателей по каждому из складов входят:
  • суммарная величина запасов, выраженная через конкретное число месячной потребности;
  • суммарная номенклатура хранимых ЗЧ;
  • оборачиваемость, определяемая как отношение реализованных со склада ЗЧ к величине их запаса;
  • уровень обслуживания, характеризуемый степенью удовлетворения спроса в % в течение суток, двух суток и т.д.
Организация складского хозяйства включает в первую очередь принятие решений по:
  • величине складских площадей открытого и закрытого хранения;
  • планировке закрытых помещений и об их высоте;
  • группировке частей по физическим признакам и их размещении;
  • оснащению оборудованием для приема, отправки, размещения, подъема и опускания, транспортировки;
  • применению цифровой системы размещения.
Параметры складов определяют исходя из перспективного спроса на ЗЧ.

В передовой практике осуществляются периодические закупки определенных ЗЧ у конкретных внешних поставщиков (1 раз в 1-6 месяцев) и индивидуальные (срочные) закупки при отсутствии на складе требуемых деталей. В развитых странах срочная доставка отдельных деталей со склада предприятия-производителя может осуществляться в течение суток. Заказы деталей и мониторинг их выполнения часто осуществляются с помощью Интернет.

Стратегия пополнения запасов обычно включает ответы на 2 вопроса:
  • когда заказывать ЗЧ?
  • в каком количестве заказывать ЗЧ?
В передовой практике применяется система управления запасами с помощью ЭВМ, включающая:
  • хронологический учет расхода запасных частей, постоянный учет количества по отдельным видам частей, находящихся на складе и заказанных;
  • расчет и рациональных моментов («точек») заказов;
  • своевременное пополнение запасов частей.
Процесс (4.1.8) включает множество технологических операций, в т.ч. разгрузку с транспортного средства и перемещение ЗЧ к месту приема, приемку по количеству и качеству, возможную консервацию, размещение в местах хранения, формирование партий ЗЧ для отправки, возможную расконсервацию, погрузку на транспортное средство и пр.

Порядок приема и выполнения заказов от внешних и внутренних клиентов на центральном складе включает:
  • установление дней недели для определенных клиентов для передачи несрочных заказов, формы передачи несрочных заказов, сроков выполнения несрочных заказов;
  • время и форму передачи срочных заказов и время их выполнения;
  • установление кодов для клиентов;
  • оформление заказов на ЭВМ;
  • подготовку на ЭВМ документаций на комплектование запасных частей для их отгрузки;
  • подготовку на ЭВМ счетов на отгрузку (для внешних клиентов);
  • передачу документации на склад;
  • отбор запасных частей, их упаковку и отправку.
В ряде случаев отправка агрегатов и деталей, подлежащих восстановлению, может осуществляться при условии сдачи требующих ремонта (восстановления) частей.

По желанию заказчика (внутреннего или внешнего) для него, исходя из возможностей сервисных служб, может быть сформирован определенный комплекс услуг по сервису (1 - 4, Рис. 2), предоставляемых по договору.

Читайте так же продолжение часть 2, часть 3.



Николаев С. Н. - генеральный директор, д.т.н.,проф., академик РАПК;при участии Филатова А. Л. - директора построительной технике, иНиколаевой М. С. - исполнительного директора(ООО «Фирма МСКон-салтинг»).



Данная статья была опубликована в СТТ № 5, 2005 г.

 

02 июл 2007 00:00 | автор: webmaster | просмотров: 4328 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
КОМЕК МАШИНЕРИ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех