Особенности развития рынка строительной и дорожной техники в РФ


Рост рынка новых машин. С 2003 по 2007 гг. имели место следующие характеристики роста объема продаж машин в шт.


Наименование видов машинОбъемы продаж в шт.
2003
2002
2004
2003
2005
2004
2006
2005
Всего
2007
2007
2006
Гусеничные экскаваторы 1,51 1,00 1,37 1,65 6222 1,85
Колесные экскаваторы 0,67 1,13 1,71 1,20 3206
1,64
Экскаваторы-погрузчики 1,13 1,25 1,20 1,50 5011 2,10
Колесные погрузчики 0,95 1,38 1,07 1,64 7410 1,93
Телескопические погрузчики 1,56 1,19 1,87 2,33
623 2,26
Погрузчики с бортовым поворотом 1,24 1,15 1,08 1,20 2655 1,12
Бульдозеры 0,88 1,03 1,08 1,17 4235 1,54
Автогрейдеры 0,83 0,94 1,33 1,19 1286 1,67
Асфальтоукладчики 0,67 1,03 1,55 1,29 382 1,52
Катки дорожные 0,74 0,72 1,53 1,55 1885 1,83

Как следует из приведенных данных, особенно интенсивно развиваютсяпродажи гусеничных экскаваторов, колесных погрузчиков,экскаваторов-погрузчиков, телескопических погрузчиков, дорожных катков.

Несмотря на сравнительно высокие объемы продаж отдельных видов техники,они еще существенно отстают по величине от аналогичных продаж вЗападной Европе, США и Японии. Например, по отношению к рынкам ЗападнойЕвропы отставание в РФ в 2007 г. было: по гусеничным экскаваторам свыше5 раз, по колесным погрузчикам около 3 раз, по экскаваторам-погрузчикамоколо 2,5 раз.

Имеющий место рост емкости рынка по нашему мнению в основном обусловлен:
  • положительными изменениями во внешней среде [ростом ВВП(2007/2006=1,08), ростом объемов строительства (2007/2006=1,18),увеличением прибыли строительных организаций (2007/2006=1,388), ростоминвестиций в основной капитал (2007/2006=1,211) и др.];
  • потребностью в обновлении значительной части парка строительной техники, имеющей высокий моральный и физический износ;
  • улучшением информированности потребителей о новых технологиях и видах техники;
  • ростом парка техники, сдаваемой в аренду.
Информация по лидерам продаж и диапазоны типоразмеров машин, пользующиеся наибольшим спросом в 2007 г., приводятся ниже.

Наименование видов машинЛидеры продаж в шт.Диапазоны типо-размеров машин, пользующиеся наибольшим спросом
Гусеничные экскаваторы
  1. Hitachi (34,0 %)*
  2. Komatsu (13,2 %)
  3. Caterpillar (10,9 %)
от 28 до 40 т
Колесные экскаваторы
  1. Тверской экскаваторный завод (67,5 %)
  2. Hyundai (11,1 %)
  3. Уралвагонзавод (5,4 %)
от 17 до 20 т
Колесные погрузчики
  1. Китайские производители (42,1 %)
  2. Амкодор (26,7 %)
  3. Челябинские строительно-дорожные машины (4,7 %)
от 120 до 150 л.с.
Экскаваторы-погрузчики
  1. JCB (27,9 %)
  2. New Holland (13,9 %)
  3. Амкодор (10,4 %)
от 90 до 100 л.с.
Погрузчики с бортовым поворотом
  1. Курганмашзавод (31,0 %)
  2. Bobcat (29,4 %)
  3. New Holland (9,1 %)
от 800 до 1000 кг
Телескопические погрузчики
  1. JCB (24,1 %)
  2. Manitou (22,8 %)
  3. Bobcat (15,7 %)
от 3,6 до 4,5 т
Бульдозеры
  1. ЧТЗ-Уралтрак (45,5 %)
  2. Промтрактор (15,4 %)
  3. Caterpillar (10,0 %)
от 160 до 190 л.с.
Автогрейдеры
  1. Брянский Арсенал (38,6 %)
  2. ОПК-Дормаш (27,7 %)
  3. Челябинские строительно-дорожные машины (18,4 %)
от 130 до 145 л.с.
Асфальтоукладчики
  1. Vogele (34,7 %)
  2. ABG (20,2 %)
  3. Ирмаш (19,6 %)
от 13 т
Дорожные катки
  1. Раскат (26,4 %)
  2. Hamm (16,1 %)
  3. Bomag (14,9 %)
-
* В скобках приводится доля продаж в % от суммарных продаж на рынке в шт.

Важное значение для правильного анализа рынка имеет выбор единиц измеренияобъемов продаж техники. Как известно, проданные отдельнымипроизводителями в течение конкретного промежутка времени машиныопределенного вида отличаются по массе, мощности, качеству и пр. Встаетзадача приведения объемов продаж техники различных производителей ксопоставляемому виду. Очевидно, самой лучшей характеристикой величиныпродаж определенной партии техники является выражение ее в денежнойформе. Это обуславливается тем, что целью продажи является получениеденег от потребителя в обмен на поставку ему техники. Менее точнымявляется выражение объемов продаж в единицах главного параметра.Например, для гусеничных экскаваторов в единицах массы (т), длябульдозеров в единицах мощности двигателя (л.с.) и пр. Наименее точнымявляется выражение объемов продаж в шт. Ниже приводятся результатыизмерения доли продаж в % бульдозеров в 2007 г. некоторыхпроизводителей при применении различных измерителей.


Доли продаж в шт.Доли продаж в единицах главного параметра (л.с.)
Челябинский тракторный завод 45,50 38,50
Промтрактор 15,35 19,39
Caterpillar 10,01 13,48
Komatsu 9,26 12,06

Из приведенных данных следует существенное различие в результатаханализа доли продаж. Эти данные также изменятся при применениистоимостной оценки в единой валюте. Соответственно, резко возрастутдоли продаж Caterpillar и Komatsu.

Конкуренция на рынке новых машин

На рынке строительной техникисущественно ужесточается конкуренция. При этом четко проявляетсяпродажа поставщиками товара, включающего не только материальную часть –машину в целом, но и нематериальную часть – комплекс сопутствующихпродаже машины услуг. Соответственно, только с помощью определенныхуслуг удается реализовать в максимальной мере потенциальные возможностимашин, в т. ч. по надежности, производительности и экономичности.

Постоянно растет число производителей техники, участвующих вконкуренции на рынке РФ. Например, число иностранных участников рынкавозросло с 2003 по 2007 гг. по: гусеничным экскаваторам – с 14 до 26,колесным погрузчикам – с 21 до 48, погрузчикам с бортовым поворотом – с12 до 29, бульдозерам – с 7 до 15.

По своим действиям на рынке можно различать следующие группы конкурирующих производителей:
  • российские предприятия (группа А);
  • ведущие зарубежные компании (группа Б) из США, Западной Европы, Японии и Южной Кореи;
  • предприятия из Восточной Европы (группа В), включающие Польшу, Чехию, Словакию и др.;
  • предприятия из СНГ (группа Г), включающие Белоруссию, Украину и др.;
  • предприятия из Китая (группа Д);
  • прочие предприятия (группа Е) и др.
Установлено, что каждый из участников рынка стремится обеспечить свое конкурентное преимуществоза счет предоставления клиентам более высокой потребительской ценноститовара. Это достигается либо за счет более низких по сравнению сконкурентами цен, либо за счет предоставления потребителям большихвыгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены. Всвою очередь, потребительская ценность товара представляет собойразницу между полной потребительской ценностью и полнымипотребительскими издержками. Потребитель получает ценность (пользу) от:товара (материальной и нематериальной частей), системы взаимоотношенийпоставщика и потребителя, а также имиджа (бренда) производителя. Этикомпоненты составляют полную ценность для потребителя. Издержки жепотребителя включают деньги, время, усилия и психологические затраты,обусловленные приобретением товара.

За период с 2003 по 2007 гг. улучшают свое положение на рынке РФ(побеждают в конкурентной борьбе) группа Б и группа Д. Ухудшаетсяположение у групп А, Г, В. Частично это иллюстрируется долями продаж в% при измерении их в шт. групп российских (группа А) и китайских(группа Д) предприятий (по отдельным видам машин) в 2003 – 2007 гг.


20032004200520062007
Гусеничные экскаваторы




- группа А 52,60 32,20 20,40 14,90 11,60
- группа Д - - 0,05 0,60 1,40
Колесные экскаваторы




- группа А 85,50 84,40 86,10 80,00 73,60
- группа Д - - - 0,10 0,40
Колесные погрузчики




- группа А 16,90 13,30 15,20 12,60 9,70
- группа Д 0,30 0,90 5,30 20,80 42,10
Экскаваторы-погрузчики




- группа А 24,30 28,80 25,70 13,90 14,80
- группа Д - - - 0,30 0,70
Погрузчики с бортовым поворотом




- группа А 81,70 76,90 66,10 50,40 34,80
- группа Д - - - 0,08 1,70
Бульдозеры




- группа А 84,30 86,80 84,50 80,00 69,00
- группа Д 0,09 0,30 0,80 3,40 9,40
Автогрейдеры




- группа А 99,30 98,0 98,00 93,30 85,20
- группа Д - - 0,20 2,40 8,50
Асфальтоукладчики




- группа А 53,30 57,90 46,70 35,80 26,40
- группа Д - - 1,00 0,40 5,70
Катки дорожные




- группа А 67,40 59,30 45,20 38,60 27,60
- группа Д 0,30 0,50 1,00 1,80 9,40

Из приведенных данных следуют четкие тенденции улучшения положения нарынке РФ ведущих зарубежных компаний (группа Б) по большинству видовмашин и группы китайских производителей (группа Д). Причем имеет место«проигрыш» группы Б группе Д по колесным погрузчикам в 2007 г.Российские производители (группа А) ухудшают свое положение на рынке.Данное ухудшение проявится в большей мере при использовании болееточных измерителей объемов продаж (см. выше).

Конкурентное преимущество ведущих зарубежных компанийобуславливается предоставлением товара клиентам с более высокойпотребительской ценностью. Это в первую очередь относится к лидерамстроительно-дорожного машиностроения: Caterpillar, Komatsu, Hitachi,JCB, Volvo, Terex, Liebherr и др.
На примере компании Caterpillar (1-е место в мировом рейтинге) можноотметить следующее. Компания продает машины с высшими характеристикамикачества по: надежности, производительности, экономичности,универсальности, простоте управления и комфорту оператора.Высококомпетентный персонал дилеров, имеющий отличную обеспеченностьресурсами, осуществляет предоставление большого набора услуг высшегокачества. Развивается аренда техники. Недавно в Москве введен вдействие центральный автоматизированный склад запасных частей сотличной логистикой. Вся Российская Федерация охвачена сетьюнезависимых дилеров, являющихся дочерними предприятиями ведущихзарубежных дилеров компании. Обеспечивается постоянное повышениеинтеллектуального потенциала персонала дилеров и представительства.Представительством осуществляется централизованное управление дилерамии предоставление им помощи по всем аспектам деятельности. Компанияшироко использует во всех звеньях эффективный метод ведения бизнеса «Шесть сигм».

В ближайшее время следует ожидать существенного повышенияконкурентного преимущества лидеров строительного и дорожногомашиностроения за счет:
  • начала изготовления экскаваторов Caterpillar на ранее построенном заводе в г. Тосно (Ленинградская область);
  • ввода в действие в 2010 г. в г. Ярославле завода Komatsu поизготовлению гусеничных экскаваторов, погрузчиков с бортовым поворотоми вилочных погрузчиков;
  • строительства в Нижегородской области завода по изготовлению комплектующих и землеройных машин компании Liebherr;
  • строительства завода компании Volvo в г. Калуге, где планируется выпускать гусеничные экскаваторы;
  • пуска завода компании Hitachi в 2010 г. по изготовлению экскаваторов.
Такие действия позволят существенно уменьшить цену на продаваемые машины, транспортные расходы и сроки поставки.

Успех китайских производителей в первую очередь обусловлен сравнительно невысокими ценами на продаваемые машины.Например, по колесным погрузчикам цена ниже, чем у ведущих мировыхпроизводителей в 2 и более раз, а также на 10 – 30 % ниже ценроссийских производителей. По бульдозерам цены китайских производителейдо 3-х раз ниже, чем у ведущих зарубежных компаний. Они находятся науровне цен бульдозеров Уралтрака и существенно ниже, чем у бульдозеровПромтрактора. По дорожным каткам цены китайских производителей до 2-храз ниже цен ведущих зарубежных производителей и находятся на уровнецен российских производителей.

Значительный успех китайских производителей по колесным погрузчикам обусловлен также:
  • позиционированием их как «соответствующих по конструкции продукции Caterpillar и Komatsu, и имеющих значительно более низкую цену» (эта позиция в своей первой части не соответствует действительности);
  • проводимой в значительных объемах агрессивной рекламе и пропаганде;
  • сравнительно небольшими сроками поставки;
  • разветвленной сетью распределения, включающей множество импортеров и дилеров;
  • благоприятными условиями по лизингу (ограниченно).
Однако сопутствующие продажам услуги (в т. ч. сервис),предоставляемые поставщиками, ограничены (как по количеству, так и посоставу). В составе поставляемой с машиной документации отсутствуетдаже «Руководство по сервису» на русском языке.

Некоторые ухудшения позиций ведущих зарубежных компаний на рынкепогрузчиков по нашему мнению можно объяснить недостаточным вниманием ихк вопросам усиления собственного бренда в России.

Ухудшение положения российских предприятий на рынке новых машинс 2003 по 2007 гг. можно объяснить понижением потребительской ценноститовара за счет постепенного уменьшения ценовой разницы по машинамроссийского и зарубежного производства. В то же время по другимхарактеристикам потребительской ценности товара российскихпроизводителей имеет место существенное отставание от лучших мировыхпроизводителей.

Кроме того, на относительное уменьшение продаж машин российскихпредприятий оказывает влияние рост продаж б/у импортных машин (см.ниже).

Недостаточно эффективная работа российских производителей по нашему мнению обуславливается:
  • преимущественной ориентацией на совершенствование производстваи улучшение некоторых характеристик качества продукции, а не наповышение потребительской ценности товара и максимальнуюудовлетворенность потребителей;
  • отражением в мировоззрении большинства работников характерныхособенностей командной экономики, а не современного ведения бизнеса вусловиях рыночной экономики. Имеется в виду отношение к эффективности,качеству, потребителям, маркетингу, знаниям, совершенствованиюдеятельности и др.;
  • ограниченным использованием современных технологий по: созданиюновых машин, обеспечению высокого уровня эксплуатационной надежности,созданию эффективной дилерской сети, правильной постановке целей иорганизации их достижения, обеспечению высокой конкурентоспособноститовара, управлению сбытом, постоянному улучшению деятельности, в т. ч.с использованием метода «Шесть сигм» и др.;
  • недостаточной ориентированностью на изучение лучшего мирового опытаи использование его в собственной практике, в т. ч. с использованиембенчмаркинга;
  • недостаточным вниманием улучшению идеологических основ ведениябизнеса, в т. ч. ценностям, миссии, видению, стратегическим целям;
  • недостаточным вниманием постоянному повышению интеллектуального потенциала предприятий;
  • отсутствием в РФ эффективно функционирующих торговых ассоциаций по подобию действующих в США, Западной Европе, Японии, Китае.

Объемы продаж в РФ импортных бывших в эксплуатации машин

Характеристики продаж в РФ бывших в эксплуатации импортных машин приводятся ниже.

Наименование видов машинОбъемы продаж в шт.
2003
2002
2004
2003
2005
2004
2006
2005
Всего
2007
2007
2006
Гусеничные экскаваторы 1,26 0,99 0,89 1,22 895* (14,4 %) 1,54
Колесные экскаваторы 1,86 1,33 0,9 1,96 914 (28,5 %) 1,64
Экскаваторы-погрузчики 2,88 0,92 1,61 2,19 458 (9,1 %) 1,44
Колесные погрузчики 1,37 1,25 1,13 1,14 782 (10,5 %) 1,34
Погрузчики с бортовым поворотом 4,0 1,19 0,93 2,15 149 (5,6 %) 1,73
Бульдозеры 1,89 1,34 0,74 1,19 556 (13,1 %) 1,83
Асфальтоукладчики 1,31 1,13 1,46 1,18 195 (51,0 %) 1,59
Катки дорожные 1,22 0,91 1,63 1,39 581 (30,8 %) 1,44
* В скобках представлена доля продаж б/у машин от продаж новых машин.

Преимущественно осуществляется продажа б/у импортных машин ведущихзарубежных производителей. При этом наблюдалось увеличение доли продажмашин китайских производителей. В 2007 г. эта доля составила по:колесным погрузчикам – 8,82 %, бульдозерам – 2,16 %, каткам – 1,89 %.

В заключение целесообразно отметить важность постоянного мониторинга российского рынка техники со стороны всех его участников.



Генеральный директор фирмы «МС Консалтинг»
д.т.н., проф., академик РАПК
С.Н. Николаев

03 авг 2008 00:00 | автор: webmaster | просмотров: 2002 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
КОМЕК МАШИНЕРИ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех