Высококачественная аренда дорожной техники - эффективное средство развития автодорог


Сегодня российские автомобильные дороги строятся, ремонтируются, реконструируются и эксплуатируются при помощи дорожной техники, морально и физически изношенной более чем на 50 %. Низкий уровень сервиса и надежности машин приводит к тому, что потенциальные возможности парка техники по времени и мощности используются менее, чем на 20 %. Затраты на эксплуатацию машин с учетом ущерба от простоев намного превышают допустимый уровень. Дорожные предприятия практически не имеют доступа к современным технологиям, которые предусматривают применение высококачественных машин. Производительность труда при выполнении отдельных работ в десятки раз ниже, чем в передовой зарубежной практике. Платежеспособность дорожных предприятий еще сравнительно не высока, а значительная их часть – убыточна.

Есть ли выход из этого неблагоприятного положения?

Как оснастить дорожно-строительные предприятия современной техникой?


Первый путь – приобретение современных машин в собственность. Однако по такому пути могут пойти немногие организации – покупка техники требует значительных средств, а для поддержания ее работоспособности необходима развитая ремонтно-эксплуатационная база.

Второй путь – финансовая аренда (лизинг). К сожалению, его применение также ограничено в силу следующих причин:
  • необходим значительный первоначальный платеж (аванс);
  • существующая процентная ставка коммерческих кредитов диктует высокие комиссионные;
  • относительно высокий срок лизинга невыгоден для лизингодателя;
  • отсутствуют надежные способы обеспечения исполнения обязательств лизингополучателем.
Кроме того, лизингодатели, как правило, не обеспечивают сервисного обслуживания сдаваемых в аренду машин, и лизингополучателю приходится нести дополнительные затраты по созданию ремонтной базы.

Третий путь – высококачественная аренда, которая в настоящее время развивается высокими темпами в США, Европе, Японии и других странах. Поскольку в свете описанной выше ситуации в России и на фоне двух предыдущих путей выхода из нее данный способ выглядит наиболее оптимальным, рассмотрим его более подробно.

Эффективно организованная аренда позволяет дорожной организации получить доступ к современной технике в нужное время и на нужный срок. Затраты по аренде относятся на себестоимость, а сервис машин, как правило,  обеспечивает арендодатель.

В 2001 г. объемы высококачественной аренды строительной и дорожной техники в США, Европе и Японии превысили объем аренды в России соответственно в 180, 115 и 40 раз. Кроме того, аренда становится формой продажи машин. В 2001 г. арендными предприятиями в США, Великобритании и Японии было приобретено соответственно 35%, 80% и 60% от всей техники, проданной в этих странах. В России - менее 3%.

Характерными особенностями высококачественной аренды являются:
  • возможность выбора потребителем нужной машины;
  • предоставление в аренду машин лучших производителей с набором сменного оборудования и сроком эксплуатации не более 4÷5 лет;
  • предоставление одновременно с арендой машины большого комплекса высококачественных сопутствующих услуг, которые обеспечивают максимально возможную эффективность использования арендуемой техники;
  • высококачественный технический сервис, предоставленный арендодателем, способствует достижению высокого уровня эксплуатационной надежности сдаваемых в аренду машин;
  • предоставление потребителю нужной ему техники с комплексом нужных услуг в нужное место, в нужное время, на нужный период.
В передовой практике машины отдают в аренду преимущественно без оператора. При этом предусматривается комплекс действенных мер, снижающих вероятность повреждения машин и снижения уровня надежности вследствие недобросовестных действий потребителя. Организация работы арендодателей в развитых странах также существенно отличается от российской практики. Характерными особенностями преуспевающих зарубежных  предприятий-арендодателей являются:
  • высокий уровень использования парка арендных машин по времени, при котором коэффициент использования фонда времени для отдельных видов машин  составляет не менее 0,75;
  • высокий уровень эффективности аренды, при котором отношение прибыли за год к первоначальной балансовой стоимости сдаваемых в аренду машин и используемой для её эксплуатации техники составляет не менее 15 %;
  • максимальная ориентация на интересы потребителя, в т.ч. на потребность в технике и услугах, в сроках аренды, времени и месте предоставления аренды, с помощью комплекса мер, включающего широкое использование субаренды;
  • повсеместное использование современных методов маркетинга, в т.ч. при ценообразовании, распространении и продвижении товара;
  • использование современных методов менеджмента;
  • широкое использование всех возможностей по выгодной продаже бывших в эксплуатации машин;
  • назначение цен на услуги по аренде на основе воспринимаемой арендаторами высокой ценности товара;
  • объединение усилий и ресурсов предприятий в составе эффективно действующих “торговых” ассоциаций для решения общих важных проблем.

В США сдачей в аренду строительных и дорожных машин занимаются более 10000 самостоятельных предприятий, из них около 8000 арендных центров. Наиболее крупные из них:
  • United Rental с объемом работ 2,8 млрд. дол. и 750-ю филиалами
  • Ptime/RSC (1,4 млрд. дол., 525 филиалов)
Наиболее крупные арендные предприятия в Европе:
  • Foselev (82,5 млн. евро, 45 филиалов)
  • Streif Baulogistic (81 млн. евро, 16 филиалов)
Высококачественная аренда, широко распространённая в развитых странах, позволяет арендаторам получить следующие выгоды:
  • использовать необходимое оборудование, которое предприятие не может позволить себе купить;
  • опробовать машину или определиться с моделью и сменным оборудованием до принятия решения о покупке;
  • увеличить материально-техническую базу предприятия без дополнительных капитальных вложений;
  • увеличить производственные мощности предприятия в пиковые периоды;
  • высвободить капитал для более выгодного использования, чем вложения в дорогостоящее оборудование;
  • не иметь долговых обязательств, связанных с приобретением техники и выплатой процентов за пользование кредитами;
  • исключить затраты, связанные с необходимостью содержания ремонтной мастерской, запасов деталей, комплекса инструментов, ремонтного персонала;
  • иметь доступ к высокопроизводительным технология.
Разное отношение к аренде в экономически развитых странах и в РФ – результат действия многих факторов, в том числе и перечисленных здесь. В развитых странах потребность строительных подрядчиков в приобретении оборудования в собственность постепенно снижается. Они осознают, что вести бизнес на основе аренды более выгодно, чем приобретать оборудование в собственность. В этом причина ускоренного развития аренды за рубежом.

Госстрой России совместно с «МС Консалтинг» провел анкетный опрос, по итогам которого выяснилось, что качество современной аренды не удовлетворяет российских потребителей по многим параметрам.
Решить многие проблемы по дорожной технике поможет создание на коммерческой основе региональных и федеральных центров и развитие филиальной сети высококачественной аренды и сервиса дорожной техники. Такие центры могут оснащаться за счет средств, которые выделяются для развития дорог из федерального и региональных бюджетов. Арендные центры могут также заниматься финансовой арендой (лизингом), продажей новых и бывших в эксплуатации машин.

Каждый из арендных центров должен быть создан таким образом, чтобы соответствовать лучшим мировым стандартам.

Помимо упомянутой выше пользы от высококачественной аренды на уровне предприятия, создание арендных центров даст ощутимый эффект на уровне отрасли:
  • увеличение объемов работ;
  • относительное сокращение количества используемых машин;
  • рост темпов работ;
  • повышение качества работ.
Инициаторами создания арендных центров, по нашему мнению, должны быть «Росавтодор» и региональные органы управления, занимающиеся автодорогами.



Об авторе:

Профессор С.Н.Николаев руководил отраслевым институтом экономики и систем управления, службой механизации и технологии строительства Государственного комитета по строительству, входил в состав российско-американской межправительственной группы по строительной технике. С 1992 г. С.Н.Николаев возглавляет группу консультационных организаций «МС Консалтинг» (МСК). МСК специализируется на оказании содействия предприятиям в достижении успеха в сферах производства, продаж, аренды и эксплуатации мобильной техники.

Профессор Сергей Николаевич Николаев

26 авг 2004 00:00 | автор: webmaster | просмотров: 6318 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
ЭКСКАВАТОРЫ CAT® ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех