Такие важные запасные части


Развитая сеть складов, сжатые сроки поставки и отлаженная работа службы логистики поставщика запасных частей влияет на техническую готовность машин. Поэтому потребители все чаще обращают внимание на способность поставщика своевременно доставить все необходимые запчасти в нужное место и время. В этой статье мы попробуем разобраться – что такое запасные части для спецтехники в целом, как осуществляется их доставка и хранение.


Что храним на складе?

Склад запасных частей ООО "Комацу СНГ" Все запасные части можно подразделить на четыре основные группы. Первая группа – это расходные материалы, такие как фильтры, масла, уплотнения, ремни. Вторая группа - быстроизнашиваемые запасные части, к которым относятся коронки, зубья, бокорезы. Следующая группа – небольшие агрегаты – гидромотор, насосы, стартеры, генераторы, радиаторы. И завершают список – крупные агрегаты, такие как двигатель, ходовая часть. Отдельно стоит группа навесного оборудования и рабочего оборудования – ковши, гидромолоты, рыхлители.

При формировании складов запасных частей в качестве основного фактора учитывается необходимость в постоянном хранении определенных категорий запасных частей. Эта необходимость в свою очередь формируется на основании статистики закупок пользователями техники и анализа парка техника в определенном регионе. Поставщики запасных частей могут получать такую информацию на основании рекламаций (при обкатке новой модели) или анализируя вход-выход продукции на складе. Но в первую очередь склад рассчитан на расходные материалы, так именно эти з/ч чаще всего требуются в определенное время и в нужном количестве. Учитывая потребность покупателей, поставщики формируют необходимый запас.

Быстроизнашиваемые запасные части хранятся на складах в соотношении примерно равном с расходными материалами. Расчет необходимых запасов в этой категории производится на основании данных по времени изнашиваемости и интенсивности эксплуатации. Так, к примеру, если зубья на экскаваторе, работающем в нормальных условиях эксплуатации, меняются раз в два месяца, то в случае эксплуатации машины на абразивных материалах замена зубьев потребуется гораздо чаще – от раза в два месяца до двух раз в месяц. Соотвественно, зная, сколько машин в регионе работают с определенной интенсивностью, поставщик может рассчитать объем запасов в данной категории запасных частей.

Остальные группы запасных частей – небольшие агрегаты, крупные детали и узлы, и навесное рабочее оборудование – хранятся на складах поставщика в небольших количествах, так как спрогнозировать момент выхода их из строя достаточно сложно, а стоимость их достаточно высока. Небольшие детали чаще всего аккумулируются у представителей производителя, а крупные узлы и агрегаты хранит у себя производитель. Рабочее оборудование также хранит производитель.

Группа крупных узлов и агрегатов и рабочего оборудования поставляется в основном под заказ.

Сколько ждать?

Так как срок поставки в первую очередь зависит от наличия на складе, делаем вывод, что меньшего всего времени затрачивается на расходные материалы и быстроизнашиваемые материалы - они находятся на складе.

Чуть больше времени может потребоваться на поставку небольших агрегатов. Здесь на срок влияет наличие на складе необходимой детали. Поставщики чаще всего заявляют срок поставки таких запасных частей в течение месяца.

Наибольшее время может потребоваться для поставки крупных узлов и агрегатов. Они не хранятся в непосредственной близости от покупателя, и их доставка будет с различными сроками – от месяца до нескольких месяцев, в зависимости от наличия на складе производителя, срока изготовления и т.п.

Следующий фактор, влияющий на срок доставки – транспортные размеры. Небольшие по размерам запасные части не требуют специальных условий перевозки, тогда как крупные части машин часто заставляют поставщиков побеспокоиться. Пример - для одного карьерного самосвала Komatsu HD785 потребовалось произвести замену кузова. Пользователь – крупная компания – обратилась к официальному дистрибьютору марки в своем регионе. Поставка такой крупной части машины не могла произвестись обычным способом – только длина кузова составляет почти 7,5 метров. В результате было принято решение разрезать кузов на две части и перевезти на двух ж/д платформах до места эксплуатации. По доставке части кузова были сварены воедино.

И наиболее значимый фактор, влияющий на срок доставки – сеть складов поставщика и объемы запасных частей, хранящихся на каждом из них.

Звенья одной цепочки

Рис 1 Пример схемы поставки запасных частей через дистрибьютора Наблюдая рыночную ситуацию в сегменте поставок запасных частей, можно отметить четкую тенденцию – все чаще производители строительных машин самостоятельно организуют дистрибьюторскую сеть по поставке оригинальных запчастей. В чем же плюсы? С одной стороны это дает возможность производителю отслеживать динамику потребления запасных частей и заложить необходимые мощности в производство. С другой стороны пользователь получает массу преимуществ – четко отлаженные поставки, близость складов к точкам эксплуатации машин, гарантию качества приобретаемой продукции и гибкие условия по оплате.

В цепочке поставки (Рис.1) запасных частей через дистрибьютора присутствует несколько звеньев – это сам производитель, представитель производителя в определенной области или стране и конечное звено – покупатель. Также может появиться еще одно промежуточное звено – перекупщик, который в последствие сам становиться поставщиком.

Рис 2 Пример схемы поставки запасных частей через поставщика В то же время мы имеем большое количество поставщиков неоригинальных запасных частей, которые активно участвуют в борьбе за покупателя. Однако, не смотря на относительно недорогую продукцию, поставщики неоригинальных запасных частей не могут дать такую же гарантию, как в случае с дистрибьютором конкретной марки техники и запасных частей к ней. Опять же поставщик, который не «завязан» на конкретной марке имеет большие возможности по поставкам запасных частей к различным маркам техники, тем самым, расширяя свои возможности. В цепочке поставки (Рис.2) через поставщика присутствует множество звеньев как промежуточных, так и основных. И все участники цепочки пытаются достигнуть покупателя.

Запчасти впрок

В условиях нестабильной ситуации на рынке многие пользователи техники задаются вопросом – нужно ли запасаться впрок? Формировать собственный склад запасных частей можно в условиях, когда в парке присутствует большое количество техники. Опять же нужно учитывать интенсивность работы машин и категории запасных частей, которые будут все время находиться на складе «на всякий случай». В другом случае это несет только дополнительные затраты на приобретение и хранение.

Дистрибьюторы предлагают другие решения по управлению запасами запасных частей. Одним из наиболее инновационных способов – прогноз закупок. Так, компания КОМЕК МАШИНЕРИ, официальный дистрибьютор Komatsu на территории Урала и Западной Сибири, ввел в штат фирмы должность PSSR-менеджер. Это специалист, который помогает пользователю спрогнозировать закупки путем оценки состояния машины. То есть, выезжая на место эксплуатации техники, PSSR-менеджер осматривает машину, выявляет уровень износа рабочего оборудования и других деталей машины, рассчитывает их остаточный ресурс, корректирует работу оператора, если он эксплуатирует машину не правильно.

Затем пользователю предоставляется список запасных частей, рекомендуемых к замене и времени замены каждой из них. Таким образом, пользователю предоставляется возможность прогнозировать расходы на ремонт машины и оптимизировать закупки запасных частей. А в результате сократить время простоев машины и повысить ее производительность.

Комментарий ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ»:
- На наш взгляд, очень большая ошибка клиентам держать свой собственный склад. Нужно строить работу с запасными частями по-другому, а именно выстраивать отношения с поставщиками. Каждый должен заниматься своим делом. Клиент зарабатывает деньги - работая на машине. Мы, поставляя запасные части и обслуживая технику Komatsu. Есть выражение «Just in time», то есть «точно в срок». Запчасти нужны в точное время и в нужном месте, ни раньше не позже, поэтому хранить их у себя на складе не надо. Это дополнительные расходы – зарплата кладовщиков, аренда помещений, вложенные на приобретение средства. Кроме расходов клиент не получает ничего, создавая свои запасы. Поэтому моя рекомендация – обращайтесь к поставщикам и сервис-дилерам и работайте на машине, получая удовольствие. Оставьте заботы об обслуживании машины профессионалам, то есть нам.

Иногда, экономя на замене самого маленького фильтра, эксплуатирующие организации получают в результате серьезные проблемы. Ремонт узла или агрегата обойдется значительно дороже, чем стоимость фильтра. В то же время, формирование целого склада запасных частей, приводит к росту расходов. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям – ищите «золотую середину».


Елена Антропова
Декабрь 2008 год


02 ноя 2009 00:00 | автор: eva | просмотров: 76034 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
ЭКСКАВАТОРЫ CAT® ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех