Системы жизнеобеспечения строительной техники


Жизненный цикл любого технического устройства зависит от качества и периодичности его обслуживания, будь то просто осмотр его состояния или замена расходных элементов. Грамотное и своевременное техническое обслуживание – залог производительности и рентабельности оборудования, который буквально находится в ваших руках.


Топливная система

Беспрепятственная и непрерывная подача топлива – важнейшее условие работоспособности дизельного двигателя, поэтому техобслуживание и сохранение в надлежащем состоянии топливной аппаратуры – залог ее долгожительства и производительности.

Основные факторы, влияющие на состояние топливной системы:

1) герметичность и отсутствие повреждений топливопроводов (необходимо периодически осматривать трубки и шланги на наличие перегибов и смятий, утечек или пробоев);

2) наличие воды. Нахождение воды в топливе приводит к коррозии на элементах трубопровода и раннему износу скользящих поверхностей насоса, форсунок вследствие уменьшения смазывающей способности. Основные внешние показатели - теряется мощность, происходит чрезмерный выброс дыма. Большинство фильтров задерживают частицы грязи, но не воду (если только ее немного).

  В подкачивающем насосе вода образует эмульсию с топливом и в таком виде проходит через фильтр. Если в топливном фильтре обнаружились следы воды, вероятно, она уже попала в систему впрыска. Следует немедленно промыть всю систему топливоподачи свежим качественным топливом1.

Слейте отстой (воду) из бака, замените топливный фильтр, заправьте топливом, не содержащим воды, затем пустите двигатель и дайте ему поработать в течение нескольких минут. Рекомендуется устанавливать топливный фильтр грубой очистки с влагоотделителем, что позволит топливу при выходе из топливного бака лучше фильтроваться и защищать систему питания, задерживая водяные включения.

Для профилактики попадания воды в топливную систему слив воды и осадка, накопившихся в топливном баке, производится ежедневно перед началом эксплуатации машины (они легко смешиваются и могут поступать в топливную систему при работе);

3) отсутствие любых видов загрязнений (механические, грязь и пыль, фракции и частицы химического происхождения). Зазоры в насосах и форсунках имеют размеры, измеряемые микрометрами, для обеспечения высокого давления топлива (например, в современной системе HPCR оно составляет более 1600 kg/cm2), поэтому попадание загрязняющих веществ в топливо должно контролироваться особенно тщательно по сравнению с традиционной топливной системой.

10 правил по использованию и управлению качеством топлива:

  1. Убедитесь в использовании топлива, указанного в инструкции по обслуживанию и эксплуатации.
  2. Убедитесь в использовании высокопроизводительных оригинальных фильтров и в соблюдении интервалов технического обслуживания.
  3. Когда заменяете фильтр, убедитесь, что грязь не попадет в топливную систему.
  4. Для предотвращения образования осадка наполняйте топливный бак после рабочего дня.
  5. При перезаправке машины соблюдайте чистоту вокруг топливного бака для предотвращения попадания грязи в бак.
  6. Используйте чистые заправочные приспособления при перезаправке.
  7. Сливайте воду и отстой с топливного бака до начала эксплуатации машины и через 10 минут после перезаправки.
  8. Сливайте воду и отстой с водоотделителя, присоединенного к нижней части фильтра грубой очистки, перед началом эксплуатации машины.
  9. Сливайте воду и отстой с баков хранения топлива (включая топливозаправщики) и периодически проводите их чистку.
  10. При хранении топлива в бочках располагайте их горизонтально для предотвращения попадания дождевой воды.

Несоблюдение простейших правил ухода и эксплуатации способно вызвать многие неисправности. Наиболее частые из них – неисправности топливного насоса и распылительных форсунок.

1) Неисправности топливного насоса

  • заклинивание или залегание рейки (типичным признаком является неожиданно резкая остановка машины во время работы — прекращается подача топлива в систему питания, и двигатель останавливается). При обнаружении ни в коем случае нельзя стучать по топливному насосу молотком – это приведет к образованию микротрещин в корпусе и, как следствие, - к более серьезным проблемам с топливным насосом.
    • Причиной данной неисправности может быть как внутренний дефект при изготовлении насоса, так и заклинивание плунжерной пары;
  • заклинивание плунжерной пары может произойти вследствие попадания в механизм примесей, которые содержатся в топливе низкого качества (особенно если оно предварительно не отстоялось на протяжении одних-двух суток). Наличие в дизельном топливе примесей воды для плунжерной пары является критическим. Когда выключенный двигатель начинает охлаждаться, вода конденсируется на поверхности плунжерной пары.
    • После этого машине достаточно двух-трех суток простоять без работы, чтобы началась коррозия деталей плунжерной пары. Этот дефект обнаруживается не сразу — машина еще работает некоторое время, но характер работы дизельного двигателя меняется, значительно увеличивается расход топлива.
    • Режим оборотов дизеля становится неуправляемым: регулятор топливного насоса не может удержать заданный режим оборотов двигателя, т. к. из-за подклинивания плунжерной пары происходит подклинивание рейки топливного насоса, и обороты дизеля получаются «плавающими». Наконец, плунжерная пара просто заклинивает, и машина останавливается.

2) Неисправности распылительных форсунок

  • «зависание» иглы распылителя (основной причиной этой поломки опять же является наличие воды и механических примесей в горючем). Определить «зависание» иглы распылителя можно по изменению звука работы двигателя — появляется характерный стук. Этот стук можно почувствовать и на ощупь — если взяться рукой за топливопровод, который подходит к форсунке от топливного насоса;
  • дефект резьбы, подтекание топлива. При подтекании топлива в месте соединения топливопровода с форсункой не нужно проводить никаких дополнительных регулировок, бывает достаточно заменить шайбы прокладки (они бывают алюминиевыми или медными), после этого обычно подсос воздуха и подтекание топлива прекращаются.

Масляная система двигателя

Моторное масло выполняет несколько главных функций: создание стабильной поверхности трения, снижение износа и уменьшение механических потерь, обеспечение чистоты двигателя и предотвращение его от коррозии, герметизация контактных поверхностей и снижение тепловых нагрузок. Специфические условия использования дизеля во многом определяются широким спектром дополнительных свойств масла.

Большинство неполадок дизеля, связанных с маслом, возникает либо в результате циркуляции загрязненного или деградировавшего масла, либо из-за непопадания масла к конкретному узлу или детали. Загрязнение масла может быть вызвано продуктами износа деталей двигателя; грязью, проникающей вместе с воздухом; нагаром, представляющим собой частично сгоревшее топливо; наличием недопустимо большого количества топлива в масле; водой, конденсирующимся в картере двигателя и попадающим в масло антифризом. Загрязняющие частицы удаляются из системы смазки дизеля с помощью масляного фильтра.

Слишком длительное использование фильтра приводит к его закупорке и попаданию в систему не только неотфильтрованного масла, но и ранее отфильтрованных частиц. Помимо этого весьма вероятна деформация фильтрующего элемента, а также растрескивание и разрыв бумаги, которая может попасть в двигатель. Загрязненное масло в первую очередь приводит к повреждению вкладышей подшипников, шеек коленчатого вала, поршней, их колец и гильз цилиндров, турбонагнетателя, клапанов газораспределительного механизма. Каждый раз при сливе масла из картера и заполнения его свежим маслом следует устанавливать новый фильтрующий элемент.

Грязь, попадая в моторное масло вместе с нагнетаемым в двигатель воздухом или в результате повреждения прокладки, способна повредить стенки цилиндров. Нагар является следствием загрязнения воздухоочистителя, недопустимо высокой нагрузки дизеля, чрезмерной подачи топлива – из-за этого моторное масло чернеет. Топливо, попавшее в масло, ухудшает его смазочные свойства и приводит к повреждению подшипников и прихвату поршней.

Вода, являющаяся побочным продуктом сгорания топлива, в смеси с маслом создает эмульсию, которая способствует закупорке фильтра. Антифриз (этиленгликоль) может попасть в моторное масло из-за утечки его из системы охлаждения двигателя. В результате в масле образуется осадок, который может вызвать закупорку фильтра.

Помимо загрязнения происходит деградация масла, снижающая ее общую эффективность. Это явление вызывают следующие причины: изменение расхода масла, низкая температура охлаждающей жидкости, высокая влажность воздуха, использование некачественного топлива, плохое техническое обслуживание.

Изменение расхода масла является характерным признаком износа поршневых колец и гильз цилиндров двигателя. В этом случае чрезвычайно важное значение имеет подача насосом необходимого количества масла в зону расположения поршневых колец.

Наиболее действенным способом, предотвращающим повреждение дизеля, связанного с применяемым маслом, являются регулярный внешний осмотр двигателя, позволяющий выявить утечки масла, проверка давления масла по манометру, контроль за уровнем масла. Низкий уровень масла является следствием его повышенного расхода, утечки или повреждения маслопровода.

Система подачи воздуха

Подсос пыли через негерметичный впускной воздуховод способен сильно сократить ресурс двигателя: твердые частицы будут буквально «обдирать» рабочую поверхность цилиндра. Попадание пыли в двигатель может быть причиной повышенного износа двигателя (и раннего выхода из строя), увеличения расхода масла и топлива, снижения мощности двигателя.

Поэтому техобслуживание должно включать в себя проверку всего воздушного тракта на герметичность. Причиной ее нарушения может стать ослабший хомут или трещина в воздуховоде. Проверьте элементы воздушных фильтров, при необходимости очистите или замените их. Проверьте, нет ли негерметичных мест на стыках или гофрах.

Система охлаждения

Для безотказной работы дизеля очень важна поддержка правильного температурного режима эксплуатации. Нарушение температурного режима из-за неполадок в системе охлаждения влечет за собой значительное количество поломок дизеля, вплоть до полного его выхода из строя.

Эксплуатация как при более низких, так и при более высоких температурах крайне негативно сказывается на состоянии трактора. В первом случае происходит значительная потеря мощности и, соответственно, перерасход топлива. Во втором — двигатель может просто заклинить, что приведет к механическому разрушению ряда деталей.

Безотказную работу самой системы охлаждения гарантируют две составляющие: количество и качество охлаждающей жидкости, залитой в систему.

Фирменные антифризы, использующиеся в системе охлаждения, содержат все необходимые присадки, которые предотвращают замерзание охлаждающей жидкости и образование коррозии, а кроме того, повышают точку кипения воды и обеспечивают защиту деталей из алюминиевых сплавов.

Систему охлаждения следует заправлять жидкостью на этиленгликолевой основе с низким содержанием силиката и рекомендованным производителем содержанием присадок-ингибиторов. Систему охлаждения следует полностью промывать средством с высокой очищающей способностью и заправлять свежей жидкостью с присадками-ингибиторами не реже 1 раза в 2 года.

Независимо от того, на какой охлаждающей жидкости работает система, через определенный промежуток времени отработавшая жидкость загрязняется, начинает менять свой химический состав и становится непригодной для дальнейшего использования. Очень важно, чтобы при этом были также заменены термостаты. Не менее важно предусмотреть в программе обслуживания замену потрескавшихся, разбухших или изношенных шлангов.

Помимо этого радиатору необходима регулярная сухая чистка. Следует вычистить всю грязь – как набившуюся между пластинами сердцевины, так и скопившуюся вокруг него. Проверьте, не замяты ли пластины радиатора, при необходимости выправьте их. Убедитесь, что все панели-воздуховоды находятся на своих местах. Проверьте, не изношен ли приводной ремень вентилятора, не проскальзывает ли он на шкиве.

Система смазки оборудования или узлов

Весьма важен правильный выбор смазки для конкретных условий эксплуатации. Нужно по возможности точно следовать рекомендациям изготовителя техники. Некоторые производители присваивают смазочным материалам свои имена и рекомендуют применять только их. Обычно при этом декларируется, что в случае их использования периодичность замены увеличивается. Однако чаще всего изготовители машин предлагают пользоваться известными марками смазочных материалов, при этом приводится их классификация по АРI или NLGI.

Если смазку, соответствующую требованиям изготовителя машины, достать не удается, можно выбрать более близкую по характеристикам.

Li- и комплексные Li-смазки – лучшие многоцелевые смазки, Ca- и смешанные Са-Li-смазки имеют хорошую водостойкость.

Неправильное применение пластичной смазки – наиболее распространенная причина ускоренного износа подшипников, шарниров и сочленений. Пластичная смазка – сложная смесь, представляющая собой масло, молекулы которого налипают на тончайшие волокна, состоящие из молекул загустителя. Под действием тепла и с течением времени ее свойства могут изменяться. Консистентная смазка не должна храниться больше года и по возможности должна находиться в закрытой таре. Ей не следует подвергаться воздействию влаги и тепла. Типичные признаки потери свойств – выделение или разделение масла и загустителя, появление растрескавшейся корочки на поверхности и любые другие изменения внешнего вида или структуры.

Когда смазка хранится вне помещения в бочках, стоящих на днище пробками вверх, на них собирается дождевая вода и снег.Поэтому не рекомендуется хранить их под открытым небом, даже если пробки плотно закрыты, а если помещения для хранения нет, бочки должны находиться в лежачем положении (на боку).

Трансмиссионные масла

Часто забывают о такой потенциальной возможности экономить средства и уменьшить время простоя машины, как правильный выбор трансмиссионного масла. В современных трансмиссиях увеличен коэффициент передачи мощности, и в случае замены трансмиссия может стоить дороже двигателя. Применение новых материалов, таких как фторопласты, позволило улучшить коэффициент передачи мощности.

Однако эти материалы несовместимы с моторными маслами, традиционно использующимися в качестве трансмиссионных. Если такое масло попадает на фторопласт, он становится хрупким, что может привести к преждевременному отказу трансмиссии. Еще до ее отказа воздействие масла может стать причиной разрушающе высоких температур в сцеплении, быстрого износа сцепления и планетарной передачи и, в результате, уменьшения коэффициента передачи мощности при работе машины с большой нагрузкой.

Гидравлическая система

Принципы действия гидросистем просты, но работать с ними сложно. Множество причин могут вызвать отказ насосов, например чрезмерное снижение или повышение давления, утечка масла из системы. Зачастую операторы вместо того, чтобы выявить и устранить причину неисправности, просто доливают масло в систему, чтобы машина продолжила работу. Конечно, при этом используется самое дешевое масло для гидросистем, поскольку «оно все равно скоро вытечет».

Такой подход нередко превращается в дорогое удовольствие. В продаже имеется множество типов гидравлических масел, но при выборе лучше всего придерживаться рекомендаций изготовителя гидравлического оборудования.

Не менее важен размер бака. Его вместимость должна быть равна примерно десятиминутной производительности гидронасоса.

При строительных и дорожных работах давление в гидросистеме машины порой поднимается до очень больших величин, при этом насосы продолжают работать и на температуру масла никто не обращает внимания. Однако каждые 10°С после +37°С сокращают срок службы масла на 50%. Перегрев также становится причиной образования твердого шлама, заполняющего технологические зазоры, вызывающего коррозию и повышенное выделение тепла при каждом рабочем цикле. Причиной перегрева могут быть и использование гидравлического масла несоответствующей вязкости, и плохая подгонка деталей гидронасоса, и засорение масляного теплообменника или утечки масла внутри системы.

Однако наиболее частой причиной выхода из строя гидравлических систем является неполное и неправильное ТО. Фильтрование масла и чистота в системе – главные условия максимально длительной службы гидравлического оборудования. Для предотвращения или, по крайней мере, минимизации загрязнения (причина примерно 70% отказов гидрооборудования) необходимо, чтобы проводили техобслуживание и управляли этим гидравлическим оборудованием хорошо и правильно обученные работники. Пренебрежение к базовому обучению может иметь катастрофические последствия.

Гидравлические масла, маловязкие моторные масла или жидкости для АКПП?

Иногда в гидросистемах используются не гидравлические масла, а жидкости других типов. Так, иногда вместо гидравлических используются маловязкие моторные масла, жидкости для АКПП – ATF, другие трансмиссионные жидкости.

Почему в ряде случаев эксплуатирующая организация использует в гидравлических системах жидкости, не предназначенные для гидравлических систем?

Вариантов ответа несколько, но во всяком случае причиной не является преимущество моторных или трансмиссионных масел перед гидравлическими.

Есть несколько возможных объяснений:

  • Гидравлические системы существовали задолго до появления доступных специальных гидравлических масел. По этой причине в прошлом в них обычно заливали существующие масла, предназначенные для других целей, например моторные.
  • Попытка компенсировать недостаток квалификации обслуживающего персонала. Чтобы избежать возможных рисков, связанных со смешением разных продуктов, было предложено рационализировать применение, везде используя моторные (дизельные) масла.
  • Моторные масла (и в частности дизельные) известны как высококачественные продукты, удовлетворяющие жестким и разнообразным требованиям современных двигателей; поэтому существует мнение, что, если масло «хорошо работает» в двигателе, оно должно также «хорошо работать» в кажущейся более простой гидросистеме.
Однако подобные рассуждения не вполне корректны – практика показывает, что каждый тип технических жидкостей оптимален именно на своем месте:
  • для соответствия условиям работы в двигателе (например, необходимость связывать продукты сгорания топлива) моторные масла содержат большие количества моющих/диспергирующих присадок;
  • спецификации моторных масел, такие как API (SAE), не отражают технических требований к гидравлическим маслам, да и производители гидравлического оборудования (Denison, Eaton Vickers и Bosch Rexroth) не ссылаются на спецификации моторных масел;
  • моторные масла более сложны в разработке, и их цена обычно выше, чем сопоставимых гидравлических масел.
В целом применение специализированных жидкостей в гидравлических системах имеет преимущество по меньшей мере в четырех областях:

  • Защита от изнашивания
  • Отделение воды (деэмульгирующие свойства)
  • Деаэрационные свойства
  • Фильтруемость



Источник: Журнал «KM REVIEW»


19 ноя 2009 10:07 | автор: eva | просмотров: 27659 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
Распродажа моторных масел PEMCO

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех