Сильнее всего пострадали регионы с высокой концентрацией машиностроения


Объем промышленного производства в Центральном федеральном округе России за девять месяцев этого года сократился на 20% по сравнению с тем же периодом 2008 года, сообщил в субботу помощник представителя президента РФ в ЦФО Игорь Зубков. Для сравнения: падение в целом по стране составило 14,5%.

По мнению экспертов, более тяжелая ситуация в центре обусловлена большой концентрацией машиностроительных предприятий, продукция которых из-за технологической отсталости и до кризиса не пользовалась особым успехом. А во времена экономического спада она вообще стала никому не нужна.


По словам г-на Зубкова, с начала года в ЦФО на 30–60% упал объем производства в автомобилестроении и машиностроении, на 20% сократилась строительная отрасль. Последний показатель был бы еще хуже, если бы не активизация пригородного строительства, связанная с «дачной амнистией». Кроме того, существенно снизилась деловая активность – число зарегистрированных юридических лиц упало на 30%. Отметим, что последнее десятилетие промпроизводство в ЦФО развивалось лучше среднего по стране, за исключением небольших спадов в 2005 и 2006 годах. По итогам прошлого года его прирост в округе составил 3,9%, в то время как по России – 2,1%.

Заместитель директора Института «Центр развития» Валерий Миронов объясняет более глубокий спад производства в ЦФО отраслевой спецификой округа, в котором значительная доля приходится на машины и металл. «Сильнее всего у нас страдают машиностроение и металлургия, а именно они играют ключевую роль в ЦФО, – пояснил он «НИ». – Кризис во всем мире сильно ударил по интеллектуально-емкой продукции. Причем инвестиции, которые играют здесь большую роль, падают опережающим образом, поэтому и падение производства машин и оборудования было очень сильным». Там же, где более всего развито сельское хозяйство, падение было меньше, «потому что кушать надо всегда и в кризис тоже», отметил эксперт. «Что же касается инвестиционных товаров и товаров долгосрочного потребительского пользования – телевизоров, холодильников, автомобилей, сейчас их покупку стараются отложить», – подчеркнул г-н Миронов.

Действительно, данные Росстата за первые девять месяцев показывают, что тяжелее всего пришлось именно регионам с высокой концентрацией машиностроения. За ними следуют металлургические регионы. Например, падение промпроизводства свыше 30% продемонстрировали Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Орловская области и Республика Чувашия. Ниже 20-процентной отметки стоят большинство представителей ЦФО – Ярославская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Рязанская, Тверская, Липецкая области. В то же время гораздо лучше чувствуют себя нефтегазовые Ханты-Мансийский округ, Республика Коми, Тюменская область – менее 5% падения. А Ненецкий АО и Сахалинская область вообще показывают бурный рост даже в кризис.

Заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин считает, что главная причина того, что отечественное машиностроение провалилось сильнее остальных, в его отсталости и ненужности для российской экономики. «Накануне кризиса, в 2008 году, объем производства машин и оборудования в стране составлял лишь 61% от уровня 1991 года. Кроме того, в 2000-м доля производственного оборудования сроком службы свыше 20 лет составляла 37%, а к 2005 году превысила 50%, – сообщил он «НИ». – Речь идет не только о физическом, но и моральном износе, на таком оборудовании конкурентоспособную продукцию не произвести».

По словам экономиста, наше машиностроение и в период роста то росло, то падало в зависимости от внешних заказов, а внутренних просто не было. «Машиностроение нужно, когда вы собираетесь расти на основе совершенствования техники и технологий. Но наши предприниматели поставлены в такие условия, что инновации им просто не нужны. Они для них слишком рискованны и разорительны, – пояснил эксперт. – Так что живем за счет внешнего спроса, который тоже начал схлопываться. Китайские коллеги мне говорили: вы нам построили 157 машиностроительных заводов, и хотелось бы, чтобы вы их технологически перевооружили. Но сегодня вы не способны выполнить наши заказы, и мы вынуждены уходить на другие рынки».

Валерий Миронов считает, что даже когда российская экономика пойдет вверх, машиностроение будет восстанавливаться дольше других. «Загрузка мощностей упала, и когда начнется выход из кризиса, инвестиций какое-то время все равно не будет, потому что еще остаются старые незагруженные мощности. То есть ЦФО ожидает более поздний выход из кризиса, чем в других регионах», – подчеркнул ученый. По словам же Дмитрия Сорокина, наше машиностроение вообще не вернется к докризисному уровню. «По расчетам Минэкономразвития, к 2012 году объем машиностроительной продукции должен составить по отношению к 1991 году не 61%, как в 2008 году, а 55. Так что мы еще дальше уйдем от инновационного пути», – констатировал эксперт.


Источник: «Новые известия»
07 дек 2009 14:01 | автор: eva | просмотров: 55833 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
ЭКСКАВАТОРЫ CAT® ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех