"ПРЕВРАТИТЬ ИДЕЮ В БЫЛЬ" ГАЗЕТА ПЯТНИЦА №24 ОТ 24 ИЮНЯ 2011 Г.


Как история любой страны тесно связана с историей ее политиков и народа, так и история любого предприятия связана с историей его продукции и с историями людей, которые на этом предприятии работают. Начиная цикл статей о современном ИЗТМ, мы решили рассказать о ведущих, заслуженных сотрудниках и о том, как связаны их судьбы с судьбой родного завода.

В мае 1949 года (первая пятилетка после войны) на ИЗТМ был принят проект новой, 210 литровой драги, разработанной конструкторами завода. Многие узлы и детали были принципиально новыми, ранее не применявшимися ни в советском, ни в западном машиностроении... Но иркутяне сумели наладить их производство — и в этом заслуга заводских технологов.


Обычно мы героями-изобретателями считаем лишь конструкторов — тех, кто придумал деталь, механизм, или даже целую машину. А инженеры-технологи остаются в тени внимания. Но ведь придуманное надо воплотить в реальность — выточить, отлить, выковать деталь. А для этого понять, как это можно сделать и можно ли вообще.

- Иногда бывает, что-то нужно поправить, что-то изменить в конструкции. А порой приходится придумывать приспособления для оборудования, на котором будут обрабатывать деталь, или технологию создания — как именно, в какой последовательности обрабатывать заготовку, чтобы получилось то, что нам нужно, -- замечает Анатолий Иннокентьевич Большешапов, главный технолог завода. -- Сейчас, конечно, намного проще. Если, на заводе, например, нет какого-то оборудования, и мы понимаем, что своими силами сделать ту или иную деталь не можем, то размещаем заказ на других предприятиях. Заказываем и те детали, которые, в принципе, можем сделать своими силами, но не столь высокого качества, как другой производитель, все-таки у разных заводов разная специализация. Так поступают во всем мире — зачем пытаться объять необъятное, если проще и дешевле, часть работы поручить тому, кто сделает это быстрее и лучше? Словом кооперация сейчас развита не в пример тому, что было лет тридцать назад. Тогда заказать что-то на стороне было очень сложно. Хозяйство было плановое: поставщики и смежники, определялись решениями «сверху», сырье отпускалось тоже по плану. Выйти из этих рамок, сделать что-то для кого-то постороннего в таких условиях было невозможно. Заказы на стороне размещались только в исключительных случаях и только через Минтяжмаш в Москве, и лишь на тех заводах, которые относились к нашему главку, да и для этого чуть ли не подпись министра надо было получить.

Так что фронт работ для технологов иркутского завода имени Куйбышева (именно так назывался тогда Иркутский завод тяжелого машиностроения) был колоссальным. Кроме того, плановость хозяйства отнюдь не отменяла борьбу за сокращение расходов и экономию сырья. Как экономить металл при выпуске того или иного изделия? Как увеличить производительность труда? Как перевыполнить план? Инженеры-технологи завода вместе с конструкторами находили ответы на эти вопросы: меняли технологии обработки, усовершенствовали технологические процессы (это ведь только постороннему человеку кажется, что работа за станком не сложная — точи да точи себе детальку, как на душу ляжет, а на самом деле для каждого изделия есть своя жесткая последовательность действий, досконально прописанная), внедряли новое (иногда собственного изобретения) и совершенствовали имеющееся оборудование.

А движение рационализаторов? Многие, наверное, помнят такое явление, но не все знают, что как правило, с каждым рабочим, заявившем о рацпредложении, работали технологи — просчитывали, оценивали, если надо доводили до завершения практическую идею.

- Сейчас стало проще и с другой точки зрения — раньше технологи как работали? Приносили «простыни» с чертежами из конструкторского отдела, разбирали, обсуждали и потом целыми днями от руки, перышком (!) каллиграфическим почерком описывали технологический процесс изготовления того, что придумали конструкторы. Макнут в тушь и пишут... Мне эти перышки до сих пор попадаются, -- улыбается Анатолий Иннокентьевич и вынимает из ящика рабочего стола металлическое «вечное» перо. -- Сейчас все набирается на компьютере, а поскольку большинство процессов типовые, то куски текста просто копируем. Ушла рутина. Есть специальные компьютерные программы, технологические, конструкторские. Теперь один технолог может сделать гораздо больше, чем его коллега тридцать лет назад. Но с другой стороны, сейчас много новых технологий, и нам нужно быть в курсе всех изменений. Прежде чем разместить заказ на другом предприятии, нам нужно изучить их возможности на месте — съездить, посмотреть на оборудование, оценить квалификацию специалистов, решить: получится ли у этого предприятия сделать продукцию нужного нам качества или нет.

Впрочем, выбором своим Большешапов доволен. И не только выбором профессии, который был сделан более 30 лет назад.

- Когда началась перестройка, встал выбор — уйти, попытать счастья в других, новых профессиях, которых тогда появилось неимоверное количество, в бизнесе, или поверить в будущее завода и остаться на заводе, хотя тогда были большие проблемы с зарплатой, с заказами... Многие из нашего отдела уходили. Я остался, -- вспоминает главный технолог. -- Я решил: сейчас, когда в мире все так быстро меняется — сегодня новые сферы деятельности появляются, завтра они уже исчезают -- тяжелое машиностроение останется неизменно востребованным. Эта отрасль будет нужна всегда. Это стержень экономики. Людям всегда будет нужен металл — значит, домны будут работать, значит, металлургам нужна будет наша продукция. Люди долго еще будут добывать золото, значит, надо будет ремонтировать драги, покупать другое оборудование для золотодобычи. Пусть тогда нам было нелегко, но я надеялся на лучшее. И как показало время, я поступил правильно, сделав ставку на завод.

Справочно
В 2012 году Иркутскому заводу тяжелого машиностроения исполняется 105 лет. Сегодня на ИЗТМ трудятся более 700 человек, это предприятие со среднегодовым объемом производства порядка 1 млрд. руб.

Продукция завода - золотодобывающее, горно-обогатительное и металлургическое оборудование - поставляется в РФ и за рубеж: Украину, Казахстан, Монголию, Индию, Кубу, Бирму. Оборудование с логотипом ИЗТМ работает на производственных площадках таких крупнейших компаний, как ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ООО «ЕвразХолдинг», Объединенная компания РУСАЛ, АК Алроса, ОАО «Лензолото», ОАО «Сусуманзолото», ОАО «Мечел», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Северсталь».

Журналист Анна Градова, фото Ирина Покоева


iztm.ru
24 июн 2011 08:54 | автор: newsrelay | просмотров: 7021 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





ИЗТМ
  • 664007, Россия, г. Иркутск, ул. Октябрьской Революции, д. 1
  • +7 (3952) 25-33-77
  • http://iztm.ru/
На правах рекламы:
ЭКСКАВАТОРЫ CAT® ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех