О первоочередных мерах по повышению конкурентоспособности российской строительной и дорожной техники


Состояние российского строительно-дорожного машиностроения

В 2009 г. и в первой половине 2010 г. со стороны Правительства РФ осуществлялись целенаправленные действия по поддержке российского строительного и дорожного машиностроения. Предоставлялись льготные кредиты, выделялись средства для программы льготного лизинга дорожной техники, выделялись субсидии субъектам  РФ  на  приобретение  отечественных машин, усиливались таможенные барьеры и др.

Однако при этом практически игнорировался системный кризис в российском строительно-дорожном машиностроении. Наличие такого кризиса следует из рассмотрения изменения годовой доли продаж новых машин в шт. российских производителей в 1999 – 2008 гг. (Табл. 1).


В данных таблицы четко проглядывается существенное уменьшение годовой доли продаж российской техники. Это уменьшение было бы еще более весомым, если бы объемы продаж измерялись более точно не в штуках, а в денежном выражении. Данная тенденция показывает, что рос сийские потребители, несмотря на относительную дешевизну новой российской техники (до 2,5 раз), все в большей мере отдают предпочтение новым импортным машинам. Они также в значительных объемах покупают бывшую в эксплуатации импортную технику.

Доля продаж в % российской продукции от суммарной емкости рынка в шт.
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Гусеничные экскаваторы 78,1 74,1 67,7 62,6 52,6 32,2 20,4 14,9 11,6 10,9
Колесные экскаваторы 97,9 97,9 96,6 93,2 85,5 84,4 86,1 80,0 73,6 56,5
Колесные погрузчики 33,6 34,4 25,6 24,5 16,9 13,3 15,2 12,6 9,7 7,9
Экскаваторы-погрузчики 10,9 27,4 37,7 30,0 24,3 28,8 25,7 13,9 14,8 9,5
Погрузчики с бортовым поворотом 91,3 88,4 90,2 83,9 81,7 76,9 66,1 50,4 34,8 26,9
Бульдозеры 96,2 96,6 95,3 90,1 84,3 86,8 84,5 80,0 69,0 61,3
Автогрейдеры 99,8 99,9 99,4 98,6 99,3 98,0 98,0 93,3 85,2 74,5
Асфальтоукладчики 80,9 79,4 74,4 67,8 53,3 57,9 46,7 35,8 26,4 15,5
Катки дорожные 86,2 84,7 76,7 67,5 67,4 59,3 45,2 38,6 27,6 23,0

Низким является экспорт российской техники, особенно в страны дальнего зарубежья.

Если оставить организацию российского строительно-дорожного машиностроения неизменной, то можно ожидать усиления имеющих место негативных тенденций. Это обуславливается:
  • готовностью к выпуску машин заводов, построенных в г. Тосно компанией Caterpillar, в г. Калуга компанией Volvo и в г. Домодедово фирмой John Deere, а также окончанием в ближайшее время строительства в РФ заводов компаний Komatsu и Liebherr;
  • высокой активностью китайских производителей, продающих машины с относительно невысокой ценой и с постоянно растущим качеством;
  • приобретением (прим.: компания Volvo приобрела китайскую компанию SDLG (Liugong), а CaterpillarSEM) ряда ведущих китайских производителей, экспортирующих машины в РФ, компаниями Volvo, Caterpillar, Komatsu и внедрением на них высокоэффективных технологий.
Как известно, производитель продает клиенту не одну машину, а товар, включающий материальную часть (машина, сменное рабочее оборудование, документация и др.) и нематериальную часть (услуги по техническому сервису, обеспечению запасными частями, обучению, консультированию и др.).

Обычно потребитель удовлетворяет свою потребность, выбирая то, что ему нужно, из большого количества товаров, предназначенных для определенных целей. При этом преимущественно покупается товар с наибольшей потребительской ценностью (выгодой). Соответственно, потребительская ценность товара (ПЦТ) представляет собой результат сопоставления выгод, которые потребитель получает в результате приобретения и использования товара и затрат на его приобретение и использование.

При приобретении и использовании машин с сопутствующими услугами можно различать выгоды потребителя, получаемые, например, на: строительной площадке (сокращение простоев техники, брака в работе, травматизма, затрат на эксплуатацию; рост производительности и др.); на уровне организации в целом (уменьшение потребности в технике, рост прибыли и производительности труда и др.); на уровне объектов строительства (стабильность работ, сокращение санкций за невыполнение условий контракта, повышение качества строительства и др.).

Потребители редко способны точно и объективно представить себе соотношение потребительской ценности товара и затрат на его приобретение и использование. Они полагаются на свое ощущение ценности.

Соответственно, потребители в результате приобретения товара могут быть в различной степени удовлетворенности. Если потребительская ценность купленного товара ниже ожидаемой, то потребитель находится в неудовлетворенном состоянии. При этом он больше не приобретет данный товар и часто сообщает многим другим потенциальным потребителям свое отрицательное мнение по этому товару. Если ценность приобретенного товара совпадает с ожидаемой, то потребитель находится в удовлетворенном состоянии. При этом часто вероятность повторной закупки составляет только 50 %. Если достоинства товара превосходят ожидания, то потребитель находится в состоянии глубокого наслаждения. При таком состоянии он готов к повторным закупкам, может согласиться на повышенную цену и сообщает 10 ÷ 15 потенциальным покупателям свое положительное мнение о товаре. Он также готов закупать другую продукцию производителя, у которого он приобрел понравившийся ему товар.

В связи с изложенным, можно утверждать, что отмеченные выше наблюдаемые тенденции на российском рынке обусловлены все более увеличивающейся неудовлетворенностью российских потребителей ценностью российских товаров.

Следует отметить, что все ведущие мировые компании нацелены на более высокое удовлетворение потребителей по сравнению с компаниями-конкурентами за счет формирования лучшей потребительской ценности товара. Это отражено в их миссии, видении, стратегических целях и ценностях. Соответственно, одной из важных их целей становится создание как можно большей ценности для своих потребителей.

Российские производители не уделяют внимания ПЦТ, т. к. в своей деятельности они используют непрогрессивные концепции бизнеса, такие как совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий. В то же время лучшие зарубежные компании используют концепцию «чистого маркетинга». Такая концепция формулируется следующим образом: «Условием достижения успеха предприятия является создание, предоставление и продвижение повышенной ценности товара для выбранных целевых рынков, более эффективными, чем у конкурентов способами».

О концепции «предоставляемой потребительской ценности товара» и содержании статьи

Как показывает передовой многолетний мировой опыт, «концепция предоставляемой потребительской ценности» применима во многих ситуациях и хорошо обобщает многие наблюдения. Данная концепция предполагает, что производитель должен сначала оценить совокупную потребительскую ценность и совокупные потребительские затраты, связанные с собственными маркетинговыми предложениями и предложениями конкурентов.

Если производитель находит, что конкуренты предоставляют большую ценность, то у него есть два выхода из сложившейся ситуации. Он может попытаться максимизировать совокупную потребительскую ценность, усилив или повысив выгоду покупателя. Или же он может снизить совокупные потребительские затраты, связанные с приобретением машин.

Так поступают все ведущие лидеры строительного и дорожного машиностроения. Они осуществляют управление ценностью своего товара, предусматривающее максимизацию ценности для конкретных целевых рынков, при приемлемой прибыли для всех участников создания ценности товара, в т. ч. поставщиков комплектующих, производителей, дилеров, потребителей. Из этого следует, что они не только должны активно заниматься повышением ценности своего товара, требующего затрат ресурсов, но и повышением эффективности деятельности.

Однако большинство российских предприятий, как уже отмечалось, практически не занимается вопросами эффективного управления ценностью своего товара и максимизации ее. Во всем этом, как нам кажется, одна из главных причин имеющего место системного кризиса в российском строительно-дорожном машиностроении.

Ниже в статье на основании обобщения передового мирового опыта предлагаются методические предпосылки для российских предприятий по переходу к управлению ценностью своего товара. Эти предпосылки включают следующие этапы:
  1. Построение модели ПЦТ. Выявление важнейших свойств, характеризующих ПЦТ.
  2. Оценка потребительской ценности собственного товара.
  3. Оценка потребительской ценности товаров конкурентов.
  4. Сопоставление потребительской ценности собственного товара и товара конкурентов.
  5. Повышение по потребности потребительской ценности собственного товара при приемлемой прибыли.
  6. Информирование существующих и потенциальных клиентов о повышении потребительской ценности собственного товара.

Модель формирования предоставляемой потребительской ценности товара

В передовой мировой практике широкое распространение получила следующая логическая модель формирования предоставляемой потребительской ценности товара(Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг, менедж-мент, СГБ, С.-Петербург, 2007):

Рис. 1 Схема формирования предоставляемой потреби-тельской ценности товара
Рис. 1 Схема формирования предоставляемой потребительской ценности товара


Ценность товара (2), как уже указывалось, проявляется в конкретных результатах (производственных, экономических, маркетинговых и др.)

Ценность (польза) персонала поставщика (дилера) проявляется в: восприятии клиентом уровня качества услуг, входящих в товар; степени доверия к поставщику; оценке качеств поставщика и др.

Ценность (польза) от репутации производителя имеет психологический характер. Она проявляется в доверии к маркетинговому предложению производителя, создании у потребителя мнения об уровне качества товара по сравнению с конкурентами, наличии предположений об отрицательных последствиях покупки и др.

Характеристики ценности товара (2) не всегда могут быть измерены и восприниматься однозначно, поэтому в передовой практике для косвенной оценки элементов ценности товара широко используются характеристики достоинств (качества) товара, персонала поставщика и репутации производителя. Это основывается на следующей логической связи (Рис. 2).

Рис. 2 Схема формирования характеристик ценности товара, персонала и репутации производителя
Рис. 2 Схема формирования характеристик ценности товара, персонала и репутации производителя


Соответственно под характерными особенностями объекта (Рис. 2) понимаются его важнейшие отличительные признаки, обеспечивающие пользу у потребителя. Под достоинствами понимаются показатели (градации) качества объекта, отражающие его характерные особенности.

Схема на Рис. 2 может быть также распространена на затраты потребителя по приобретению товара. Основываясь на этой схеме дальнейшим этапом формирования модели потребительской ценности товара (Рис. 1) будет определение состава важнейших свойств качества рассматриваемых объектов (частей потребительской ценности). Эти свойства формируют уровень ПЦТ.

В передовой мировой практике к важнейшим комплексным свойствам товара в целом (А), обусловленным сочетанием свойств как материальной (машины и др.), так и нематериальной частей (услуг) (Рис. 1), относят: производительность машины (А1); надежность работы машины (А2); экономичность работы машины (А3).

К важнейшим свойствам качества машины (Рис. 1) в целом (Б), как материальной части товара, можно отнести: безопасность (Б1), комфортность работы оператора (Б2), универсальность (Б3), автоматизацию работы (Б4), компьютеризацию (Б5), возможность учета индивидуальных потребностей клиентов (Б6), приспособленность к различным климатическим условиям (Б7), обеспеченность документами (Б8) и др. Следует отметить, что характеристики большинства свойств группы Б формируют характеристики важнейших свойств качества работы машины (А1 ÷ А3).

В состав нематериальной части товара - услуг (Рис. 1), предоставляемых клиенту (В), могут входить: технический сервис (В1), обеспечение запасными частями (В2), консультации (по составу комплектов машин, исполнению машин, стоимости эксплуатации, технологии выполнения работ, расчету выработки машин и др.) (В3), доставка к месту работы в исправном состоянии (В4), обучение операторов и сервисного персонала (В5) др. Все характеристики свойств перечисленных услуг участвуют в формировании характеристик важнейших свойств качества работы машины (А1 ÷ А3).

Особенно важными являются услуги по техническому сервису. Однако в российской практике эти услуги находятся на невысокой стадии развития.

К основным простейшим свойствам качества персонала поставщика (Рис. 1), контактирующего с представителями потребителей, можно отнести: компетентность; проявления любезности, дружелюбия и уважения; стремление к пониманию потребителей; понятное объяснение; реакция на требования и возникающие проблемы; доступность; внешний облик и др.

К важнейшим составляющим комплексного свойствам репутации производителя (Рис. 1) часто относят: опыт работы в отрасли, доля на мировом и российском рынках, ориентация на потребителя, соответствие мировым стандартам, затраты на научные исследования и разработки новой продукции, технологическое лидерство, финансовое благополучие, развитие сети распределения, надежность выполнения обязательств и др.

Совокупные затраты (Рис. 1) клиента на приобретение машины (как комплексное свойство) могут быть охарактеризованы следующими простыми свойствами:
  • денежные затраты – цена продажи, льготы по финансированию (коммерческий кредит, лизинг, аренда с последующей продажей, trade in и др.), стоимость транспортировки, налоги, таможенные пошлины, гарантии и др.;
  • временные затраты – время заключения договора, время поставки и др.;
  • психологические затраты, обусловленные беспокойством о возможном несоответствии выполненной покупки ожиданиям клиента и др.
Минимальный набор важнейших комплексных свойств, формирующих потребительскую ценность товара с учетом изложенного выше, может включать:
  • производительность машины;
  • надежность работы машины;
  • экономичность работы машины;
  • качества персонала поставщика;
  • репутацию производителя;
  • продажную цену машины;
  • льготы, предоставляемые поставщиком по оплате покупки машины.

Оценка потребительской ценности товара


Рис. 2 Схема формирования характеристик ценности товара, персонала и репутации производителя
Рис. 3 Верхняя часть «дерева процессов» формирования свойства «производительности машины»

Ниже под оценкой понимается получение достаточного набора характеристик, отражающих проявление комплексных свойств потребительской ценности определенного товара.

Возможна дифференциальная и интегральная оценки потребительской ценности товара. При первого вида оценке определяются характеристики отдельных комплексных свойств ПЦТ. При второго вида оценке определяются характеристики ПЦТ в целом с учетом характеристик отдельных комплексных свойств.

Можно различать более точную и приближенную оценку отдельных комплексных свойств.

Не представляется возможным определение с достаточной точностью комплексных количественных показателей проявления перечисленных свойств качества на определенных целевых сегментах рынка.

Достаточно точная дифференциальная оценка может быть выполнена путем определения состава процессов, формирующих отдельные комплексные свойства ПЦТ и характеристик этих процессов. Соответственно первоначально должны быть построены «деревья процессов», формирующих отдельные свойства. Такие деревья представляют собой иерархическую структуру процессов. В качестве примера на Рис. 3, 4, 5 приводятся верхние части вариантов «деревьев процессов» для комплексных свойств «производительность машины», «надежность работы машины» и «экономичность работы машины». На 1 – 2 уровне иерархии располагаются главные процессы. Построение «деревьев процессов», включающих 4 – 5 уровней, позволит достаточно подробно описать частные процессы, формирующие определенные свойства.

В составе каждого «дерева процессов» будут иметь место процессы, отражающие влияние на формирование ценности товара основных участников «цепочки ценностей»: производителей, дилеров, потребителей и поставщиков комплектующих. В передовой практике используется состав конкретных действий производителей по оказанию положительного влияния на всех других участников «цепочки ценностей». Например, в состав таких действий по отношению к потребителям можно отнести: обучение, консультирование, обеспечение соответствующей документацией и др.

Количественная приближенная дифференциальная оценка проявления отдельных свойств может быть выполнена в баллах с использованием широко распространенного метода «рангов». При этом оценка в баллах определенного свойства может быть рассчитана как

Количественная приближенная дифференциальная оценка проявления отдельных свойств
где i – число главных процессов, участвующих в проявлении отдельных свойств; бi – оценка в баллах степени развитости i-го процесса; pi - степень весомости i-го процесса по отношению к другим главным процесса, определяемая экспертным методом; n – число главных процессов.

Рис. 4. Верхняя часть «дерева процессов» формирования свойства «на-дежность работы машины»
Рис. 4. Верхняя часть «дерева процессов» формирования свойства «надежность работы машины»

Например, на проявление свойства «надежности работы машины» согласно Рис. 4 оказывают влияние следующие главные процессы: осуществление конструктивных решений по безотказности и долговечности, обеспечение конструктивных решений по ремонтопригодности машин, обеспечение качества изготовления машин, обеспечение эксплуатационной и сервисной документацией, осуществление технического сервиса, организация производственной эксплуатации, обеспечение запасными частями силами производителя.

Степень развитости отдельных главных процессов может быть оценена с использованием измерительных ранговых шкал. Такие шкалы широко используются в различных сферах знаний, в т. ч. в квалиметрии. Например, в международном стандарте SAE J817a по оценке ремонтопригодности машин используется ранговая измерительная шкала. Обычно шкала включает состав рангов (часто 3 ÷ 5, 6 и 9), признаки рангов и соответствующие этим рангам баллы. Количество баллов для каждой из используемых шкал должно быть одно и то же. Например, 10. Для рангов должны быть предложены характеристики, позволяющие четко отличать каждый ранг от граничащих с ним. Ниже в таблице 2 приводится вариант измерительной шкалы для особенностей проявления процесса «обеспечение запасными частями производителем».

Таблица 2
Ранг проявлений процесса «обеспечение запасными частями производителем» Признаки рангов проявлений процесса «обеспечение запасными
частями производителем»
Оценка в баллах
Высокий Имеет место пирамидальная структура взаимосвязанных складов ЗЧ, на складах размещаются ЗЧ собственного производства и сторонних изготовителей, при размещении ЗЧ на складах используется концепция А, В, С, на складах для управления запасами используются современные компьютерные программы, заказы ЗЧ от дилеров осуществляются через Интернет, срок экстренной доставки ЗЧ составляет 1 – 3 суток. 10
Средний Имеется малосвязанная структура складов ЗЧ, на складах размещаются ЗЧ преимущественно собственного производства, ограниченное число операций по управлению запасами и учету ЗЧ выполняется с использованием современных компьютерных программ, заказы ЗЧ дилерами осуществляются с помощью e-mail, срок экстренной доставки ЗЧ составляет 3 – 6 суток. 3
Низкий Имеется только центральный склад ЗЧ, на складе размещаются ЗЧ только собственного производства, для управления запасами ЗЧ используются несовременные компьютерные программы, заказы ЗЧ частично осуществляются с помощью e-mail, срок экстренной доставки составляет свыше 6 суток. 1

Данный процесс, как уже отмечалось, входит в состав главных процессов, отражающих проявления свойства «надежность работы машины».

Для построения шкал с привлечением экспертов требуется наличие «деревьев процессов», а также глубокие знания по лучшему мировому опыту и особенностям реализации процессов в российской практике.

Дифференциальная оценка проявления важнейших свойств, формирующих ПЦТ, для товара определенных российских производителей и аналогичных товаров конкурентов может быть выполнена с использованием единых методических предпосылок, изложенных выше.

Приближенная интегральная оценка характеристик важнейших свойств, формирующих ПЦТ, может быть выполнена согласно следующей зависимости

Приближенная интегральная оценка характеристик важнейших свойств
где 7 – семь важнейших комплексных свойств, формирующих ПЦТ; Дof – дифференциальная оценка f-го свойства в баллах; pf – весомость f-го свойства, определяемая экспертным методом.

Сопоставление потребительской ценности собственного товара и товара конкурентов

Более точное сопоставление осуществляется путем сравнения характеристик аналогичных процессов сравниваемых товаров. К таким характеристикам относятся:
  • миссия (назначение);
  • составляющие процесса, последовательность их выполнения и взаимосвязь;
  • выход процесса и его потребитель;
  • вход процесса и его поставщик;
  • исполнитель процесса;
  • затраты ресурсов и времени на его исполнение;
  • ответственный за реализацию процесса и др.
Сопоставление осуществляется с целью последующего устранения различного вида потерь и повышения эффективности.

При использовании одних и тех же измерительных шкал возможно приближенное сопоставление с использованием дифференциального и интегрального методов.

Ниже рассматривается пример приближенной интегральной оценки достоинств важнейших свойств нескольких сравниваемых товаров.

Интегральная оценка включает ряд последовательно выполняемых этапов.
  1. Первоначально уточняется состав важнейших свойств, формирующих ПЦТ. С учетом изложенного выше, вариантом состава таких свойств могут быть:
    • производительность машины (А);
    • надежность работы машины (Б);
    • экономичность работы машины (В);
    • качества персонала поставщика (Г);
    • репутация производителя (Д);
    • продажная цена машины (Е);
    • льготы, предоставляемые поставщиком по оплате приобретаемой машины (Ж).
  2. Путем опроса клиентов или экспертным путем определяется значимость каждого свойства, которая отражает степень его влияния на потребительскую ценность товара и может определяться, например, по десятибалльной шкале: от 1 балла (малозначимое свойство) до 10 баллов (очень значимое свойство). Вариантом значимости ранее перечисленных свойств может быть: А – 9, Б – 10, В – 9, Г – 9, Д – 7, Е – 6, Ж – 9, З – 7.
  3. Выбираются варианты сравнения ПЦТ (однотипные товары различных производителей).
  4. С использованием вышеупомянутых методов дифференциальной оценки определяется степень проявления отдельных свойств для каждого варианта сравнения путем назначения их оценки в баллах. Как указывалось выше, шкала оценок может принимать значение от 0 баллов (низкий уровень) до 10 (высокий уровень).
  5. Для каждого варианта товара значимость отдельных свойств умножается на оценку их проявления, а полученные произведения суммируются.
  6. На основе результатов вычислений осуществляется анализ потребительской ценности сравниваемых товаров.

Пример расчета приводится в таблице 3.
Наименование свойств Важность свойств Характеристики проявления свойств для вариантов товара
1 2 3
Производительность работы машины (А) 9 9 6 3
Надежность работы машины (Б) 10 9 6 4
Экономичность работы машины (В) 9 8 5 3
Качества персонала поставщика (Г) 7 8 7 5
Репутация производителя (Е) 6 10 7 6
Продажная цена машины (Ж) 9 7 8 10
Льготы, предоставляемые поставщиком по оплате машины (З) 7 10 7 5

Суммарное количество баллов по вариантам сравнения согласно таблицы составит:
для товара 1: 9 × 9 + 10 × 9 + 9 × 8 + 7 × 8 + 6 × 10 + 9 × 7 + 7 × 10 = 485
для товара 2: 9 × 6 + 10 × 6 + 9 × 5 + 7 × 7 + 6 × 7 + 9 × 8 + 7 × 7 = 371
для товара 3: 9 × 3 + 10 × 4 + 9 × 3 + 7 × 5 + 6 × 6 + 9 × 10 + 7 × 5 = 290

Из приведенных данных следует, что наибольшая потребительская ценность у товара № 1 и наименьшая - у товара № 3.

О повышении ПЦТ российских производителей

Повышение потребительской ценности конкретного товара определенного производителя целесообразно осуществлять в рамках специально образованного проекта силами целевой (проектной) группы.

С помощью «деревьев свойств» по отдельным важнейшим свойствам ПЦТ (Рис. 3, 4, 5), построенных шкал для оценки проявления отдельных свойств, результатов дифференциальной и интегральной оценки проявления важнейших свойств, определяется перечень задач по повышению ценности рассматриваемого товара российского производителя. После этого осуществляется ранжирование задач и выбираются из них первоочередные. Далее разрабатываются меры по решению выбранных задач, и осуществляется их внедрение. Все это целесообразно делать с использованием широко распространенного в передовой мировой практике метода «Шесть сигм».

Данный метод предусматривает широкое использование процессного подхода. При этом деятельность конкретного производителя рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов. Вариант верхней части иерархической структуры процессов деятельности производителя приводится на Рис. 6. Любые меры по повышению потребительской ценности товара должны реализовываться посредством модернизации существующих процессов деятельности производителя или перепроектирования этих процессов, или разработки новых процессов.

Внедрение мер по повышению ценности товара должно осуществляться прогрессивными методами.

Следует отметить, что повышение ценности товара предприятия может вызвать повышение затрат ресурсов по отдельным процессам. Ранее уже упоминалось, что польза для предприятия-производителя от повышения ценности товара будет только в том случае, если у него будет приемлемая прибыль.

В этой ситуации важной является задача наряду с повышением ПЦТ обеспечение существенного роста эффективности деятельности российских предприятий. Здесь имеются значительные резервы. Например, в 2007 г. производительность труда у лучших зарубежных компаний была до 15 раз выше, чем у российских производителей.

Повышению эффективности может способствовать использование производителем метода ценообразования на продаваемые машины с учетом ПЦТ.

Информирование существующих и потенциальных клиентов о повышении ПЦТ

Никакой пользы от повышения ПЦТ для конкретного предприятия-производителя не будет, если об этом не узнают существующие и потенциальные клиенты.

Производитель и его партнеры (в т. ч. дилеры) для этих целей должны эффективно использовать во взаимосвязи все составляющие комплекса продвижения товара: рекламу, стимулирование сбыта, личную продажу, связи с общественностью (PR) и прямой маркетинг.

Рис. 6 Вариант верхней части иерархической структуры процесса «организация деятельности производителя техники»
Рис. 6 Вариант верхней части иерархической структуры процесса «организация деятельности производителя техники»

Условия преодоления системного кризиса в российском строительном и дорожном машиностроении


Для скорейшего преодоления системного кризиса в строительно-дорожном машиностроении требуется, чтобы владельцы, руководство и персонал предприятия знали, что и почему надо делать (А), могли бы это делать (компетенция) (Б) и хотели бы это делать (мотивация) (В).

Частично по отношению к выходу из системного кризиса вопросы, что и почему надо делать, рассмотрены в данной статье.

Реализации в полной мере перечисленных условий должно способствовать:
  • Ориентация владельцев и руководителей предприятий на:
    • современную прогрессивную установку «Знания являются главным ресурсом предприятия»;
    • обеспечение функционирования по всем аспектам деятельности на уровне мировых стандартов;
  • Оказание влияния со стороны государственных органов управления на предприятия-производители в скорейшем выходе их из системного кризиса. Например, при выделении льготных кредитов, при реализации льготной программы лизинга дорожных машин, а также при приобретении машин за счет субсидий, целесообразно стимулировать российские предприятия в повышении ПЦТ;
  • Существенное повышение результативности и эффективности деятельности неприбыльных объединений предприятий, в т. ч. «Союза производителей строительной и дорожной техники» и «Союза машиностроителей России». Эти объединения по аналогии с передовым мировым опытом должны быть ориентированы на прогрессивную миссию (генеральную цель): «содействовать предприятиям – членам объединений предприятий в успешной деятельности на внутреннем и внешних рынках в условиях жесточайшей конкуренции».
По нашему мнению, существенное улучшение функционирования российских предприятий строительного и дорожного машиностроения позволит:
  • увеличить долю их продаж на внутреннем и внешних рынках;
  • повысить ВВП на уровне страны;
  • сформировать структуру ВВП, не зависящую от экспорта природных ресурсов;
  • увеличить число рабочих мест с приемлемой зарплатой;
  • повысить научно-технический потенциал страны.


С.Н. Николаев
Генеральный директор ООО «Фирма МС Консалтинг»
д.т.н., профессор, академик РАПК

08 июн 2010 13:16 | автор: newsrelay | просмотров: 39387 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
Распродажа моторных масел PEMCO

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех