О коренном улучшении деятельности российских предприятий строительно-дорожного машиностроения


Состояние российского строительно-дорожного машиностроения (СДМ)

В результате многолетних исследований российского рынка техники было установлено наличие системного кризиса, проявляемого в четких тенденциях в 2000 – 2008 гг. по уменьшению ежегодной доли продаж (Др) в % по ряду видов машин российских производителей.

Системный кризис показывает, что российские потребители, несмотря на относительную дешевизну новой российской техники (до 2,5 раз), все в большей мере отдаютпредпочтение новым импортным машинам. Они также в значительных объемах покупают бывшие в эксплуатации импортные машины.

Следует отметить, что упомянутая тенденция наблюдалась также в 2009 и 2010 гг.



Это характеризуется данными, приведенными в таблице 1.
Наименование видов машин Доли продаж российской техники (Др), %
2000 г. 2008 г. Уменьшение в 2008 г. по отношению к 2000 г.
Гусеничные экскаваторы 74,1 10,9 6,80
Колесные экскаваторы 97,9 56,5 1,73
Колесные погрузчики 34,4 7,9 4,35
Экскаваторы-погрузчики 27,4 9,5 2,88
Погрузчики с бортовым поворотом 88,4 26,9 3,29
Бульдозеры 96,6 61,3 1,58
Автогрейдеры 99,9 74,5 1,63
Асфальтоукладчики 79,4 15,5 5,12
Катки дорожные 84,7 23,0 3,68

Имеет место также усиливающаяся конкуренция для российских предприятий на перспективу. Это обуславливается тем, что ведущие зарубежные компании Caterpillar, Komatsu, Volvo, Liebherr, John Deere организуют производство собственной техники на предприятиях, построенных в России.

Можно также прогнозировать усиление конкуренции для российских предприятий в связи с вхождением РФ в ВТО.

В передовой мировой практике принято различать производство машин в конкретной стране с определенной долей национальной составляющей продукции в процентах. Эта доля показывает, какая часть стоимости машины образована непосредственно в этой стране.

Соответственно, можно полагать, что национальная составляющая машин, изготовленных в РФ на заводах упомянутых зарубежных компаний, не превышает 20 – 30 % (группа А), а на всех остальных российских заводах она находится на уровне 70 – 95 % (группа Б). Похожее деление есть и в других странах.

В целом в российском СДМ наблюдается следующая ситуация, сопутствующая системному кризису:
  • увеличивается количество предприятий группы А;
  • уменьшается количество предприятий группы Б (закрылись предприятия по производству экскаваторов в г. Ковров и г. Воронеж и др.);
  • сокращаются мощности предприятий группы Б;
  • доля экспорта на предприятиях группы Б в страны дальнего зарубежья не превышает 1 % от объема производства;
  • постоянно усиливается рыночная инфраструктура предприятий групппы А (сети дилеров, сети складов и др.);
  • рыночная инфраструктура предприятий группы Б находится на невысоком уровне развития;
  • производительность труда на большинстве российских предприятий группы Б до 15 и более раз ниже, чем на лучших зарубежных предприятиях;
  • имеет место распад отраслевой науки;
  • подготовка кадров в высших учебных заведениях находится не на современном уровне;
  • несовершенными являются повышение квалификации и переподготовка инженерно-технических работников;
  • на низком уровне находится подготовка рабочего персонала;
  • разрушена общенациональная система стандартизации в области СДМ;
  • действующие союзы (ассоциации) предприятий группы Б работают недостаточно эффективно и др.
Практически имеет место разрушение отечественного СДМ, охватывающего предприятия групппы Б. Такое положение следует исправить в кратчайшие сроки. В противном случае мы никогда не встанем по экономическому развитию в ряд с передовыми странами (США, Японией, Германией, Китаем).

Эти страны имеют мощное высокоразвитое собственное СДМ [Под собственным СДМ имеется в виду совокупность предприятий группы Б.] с экспортной направленностью. Причем величина экспорта в развитые страны достигает 30 – 60 % от объема производства. Экспортная направленность обуславливает необходимость выпуска продукции на уровне лучших мировых стандартов. Кроме того, она вынуждает интенсивно заниматься изучением и освоением лучшего мирового опыта по всем видам деятельности национальных предприятий.

Эффект от развития собственного экспортно-ориентированного СДМ в передовых странах проявляется в:
  • высоком спросе на продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
  • значительной стабильной составляющей от функционирования СДМ в ВВП страны;
  • большом количестве рабочих мест с относительно высокой заработной платой;
  • значительных объемах работ с высокой добавленной стоимостью, в т.ч. за счет экспорта;
  • значительной величине налогов, поступающих в бюджет;
  • возможностях вложения значительных средств в собственное развитие предприятий;
  • высоком уровне развития отраслевой науки;
  • формировании высокоразвитой инфраструктуры;
  • высоком уровне развития высшего образования, повышения квалификации ИТР и подготовки рабочих кадров;
  • росте интеллектуального потенциала страны и др.
Все это достигается за счет активных согласованных целенаправленных действий по развитию СДМ самих машиностроительных предприятий, государственных органов управления и высокоразвитых бесприбыльных объединений (ассоциаций) предприятий.

Установлено, что эффект от развития предприятий группы Б для конкретной страны значительно выше, чем от развития предприятий группы А.

По поводу системного кризиса возникают вопросы, требующие ответа:
  1. В чем основные причины ухудшающегося положения российских предприятий группы Б?
  2. Что в первую очередь надо делать, чтобы коренным образом улучшить деятельность российского СДМ?
Ниже рассматриваются ответы на поставленные вопросы.

Относительно причины системного кризиса есть две точки зрения.

Проведенные «МС Консалтинг» комплексные исследования с использованием распространенного в передовой мировой практике маркетингового подхода показывают, что причиной сложившегося неблагоприятного положения российских предприятий группы Б на рынке является все более увеличивающаяся неудовлетворенность российских потребителей ценностью товаров этих предприятий. При этом под потребительской ценностью товара понимается результат сопоставления выгоды (пользы), которую потребитель получает в результате приобретения товара, и затрат на его приобретение.

Ранее в советской практике продавались преимущественно машины без услуг. Сервисом и эксплуатацией занимались сами потребители. Достигнутые при этом сравнительно невысокие показатели качества не планировались и не контролировались.

В настоящее время в передовой мировой практике производителей машин наблюдается все более усиливающийся такой вид их деятельности, как «комплексная поддержка потребителей», включающий предоставление покупателям комплекса сопутствующих продаже машин услуг с контролируемыми характеристиками. Это обуславливается тем, что такие важнейшие показатели работы машин как производительность, надежность и экономичность формируются вследствие взаимного влияния, как минимум, характеристик конструкции машин, сервиса, эксплуатации машин и обеспечения запасными частями.

Таким образом, правомочным является говорить не о продукции, а о товаре производителя машин, включающего материальную часть (машину, сменное рабочее оборудование и др.) и нематериальную часть (услуги).

В передовой практике установлено, что потребительская ценность товара как минимум обуславливается качеством машины; составом и качеством услуг, предоставляемых производителем; качеством работы персонала поставщика машины; имиджем производителя; первоначальной ценой машины.

Другой точки зрения на причину неблагоприятного положения в СДМ придерживается «Союз производителей строительно-дорожной техники», а также ряд российских предприятий группы Б. Эта причина формулируется как «недостаточное производство современной техники, соответствующей лучшим зарубежным аналогам».

По нашему мнению, приведенная формулировка причины отставания СДМ имеет ряд недостатков:
  1. Обычно сторонники высказанной причины не конкретизируют критерии соответствия лучшим зарубежным аналогам: или это определенные количественные показатели качества, или внешний вид, или кинематическая схема, или конструктивные решения, или технология изготовления, или комплектующие и др. Очевидно, самыми объективными критериями являются количественные показатели отдельных качеств машин. Однако можно утверждать, что российские предприятия не используют современные методы количественной оценки качеств машин и у них отсутствует объективная информация о важнейших показателях качеств лучших зарубежных аналогов.
  2. Данная формулировка не учитывает деятельность производителей по предоставлению сопутствующих продаже машин услуг: сервису, эксплуатации, обеспечению запасными частями и др. Поэтому невозможно говорить о соответствии лучшим зарубежным аналогам по таким важным показателям как производительность, надежность, экономичность.
  3. Упомянутая формулировка не отражает рыночные реалии, такие как: будет ли доверие со стороны потребителей к новой (измененной) машине [Имеется в виду машина, соответствующая «лучшим зарубежным аналогам»], сколько будет стоить новая машина, будет ли она пользоваться спросом, какую пользу принесет данная машина потребителям, за счет чего она будет конкурировать с лучшими зарубежными образцами, как будет формироваться товар для конкретных потребителей и др.
  4. Предложенная формулировка не учитывает возможности российских предприятий по производству машин, соответствующих лучшим зарубежным аналогам. Имеется в виду отмеченное выше отставание по эффективности производства у российских предприятий.
  5. Изложенная выше причина отставания в значительной мере соответствует формулировкам задач по развитию СДМ в советское время.

По нашему мнению, вторая из рассмотренных формулировок причины объективно не отражает комплекс факторов, влияющих на конкуренцию на российском рынке. В значительной мере она обусловлена различием в мировоззрении руководителей и персонала лучших зарубежных предприятий и российских организаций.

Имеют место также два отличающихся подхода к выходу из системного кризиса СДМ.


Первый подход имел место в 2009 и 2010 гг.

Со стороны государственных органов управления в последние два года предприятиям выделялись льготные кредиты, реализовывалась льготная программа лизинга дорожных машин, предусматривались дотации регионам по приобретению строительных и дорожных машин, устанавливались повышенные таможенные пошлины для импортных машин. Все это способствовало определенному спросу в условиях экономического кризиса и в посткризисный период. Однако на выход из системного кризиса эти меры не влияли.

Одновременно ряду предприятий предоставлялась финансовая помощь, в т.ч. и по линии Государственной транспортной лизинговой компании, по «созданию современной техники, соответствующей лучшим зарубежным аналогам». По нашему мнению подобная задача является неопределенной, неактуальной, абстрактной, неизмеримой (ее достижение нельзя измерить). Кроме того, решение данной задачи не позволяет устранить причины отставания.

Следует отметить, что подобная задача ранее ставилась, и выделялось соответствующее финансирование российским предприятиям в общефедеральной программе развития российского дорожного машиностроения. Однако результат ее выполнения, как следует из приведен ной выше информации (табл. 1) по продажам на рынке, отрицательный.

Другой подход к выходу из системного кризиса вытекает из обобщения лучшего мирового опыта. Согласно современной прогрессивной концепции «чистого маркетинга» [Ф. Котлер, К.Л. Келлер. Маркетинг. Менеджмент. СПб, 2010, 814 стр.]: «Условием достижения успеха предприятием является создание, предоставление и продвижение повышенной ценности товара для выбранных целевых рынков более эффективными, чем у конкурентов способами».

В соответствии с этой концепцией передовые зарубежные производители осуществляют управление ценностью своего товара, предусматривающее максимизацию ценности для конкретных целевых рынков, при приемлемой прибыли для всех участников создания ценности своего товара, в т.ч. поставщиков комплектующих, самих производителей, дилеров и потребителей. «МС Консалтинг» предложена методика управления потребительской ценностью товара, основанная на обобщении лучшего мирового опыта [С.Н. Николаев. О первоочередных мерах по повышению конкурентоспособности российской строительной и дорожной техники. Строительные и дорожные машины, №№ 8, 9, 2010.].

Следует отметить, что большинство российских предприятий группы Б придерживаются неэффективных маркетинговых концепций: «совершенствование производства», «совершенствование товара» и «интенсификация сбыта».

Эти концепции находятся на более низкой стадии развития, чем «чистый маркетинг». Они не ориентированы на максимальную удовлетворенность потребителя. Соответственно, российские предприятия не определяют потребительскую ценность своего товара и товаров конкурентов, а также не стремятся управлять потребительской ценностью своего товара. Из такой направленности вытекает также то, что предприятия группы Б не применяют современную маркетинговую стратегию создания нового(измененного) товара, обычно включающую процессы: генерации идей, выбора идей, разработки и тестирования концепции товара, разработки стратегии маркетинга, проведения экономического анализа, создания опытных образцов, осуществления пробного маркетинга, серийного производства.

Не применяют также российские предприятия такой эффективный метод развития бизнеса и создания новых машин как «Шесть сигм» [Питер С. Пэнди и др. Путь шесть сигм: практическое руководство для команды внедрения. Компания P.M. Office, М, 2005.]. Данный метод, например, в последние годы широко использует мировой лидер - компания Caterpillar, а также ведущая китайская компания Liugong.

Чтобы быть конкурентоспособными российские предприятия должны иметь развитые виды деятельности, способные обеспечить высокую ценность товара. Если оценивать соответствие мировым стандартам количеством баллов равным 10, то по нашему мнению средний уровень развития основных видов деятельности российских предприятий группы Б можно оценить в баллах следующим образом:
  • маркетинговая деятельность – 4 балла
  • комплексная поддержка потребителей – 3 балла
  • разработка машин – 5 баллов
  • производство машин – 6 баллов
  • аренда техники [МС Консалтинг. Рекомендации по организации высокоприбыльной аренды строительной, дорожной и грузоподъемной техники в РФ, 124 стр., 2011.] – 0,1 балла
  • непрерывное улучшение работы предприятия в целом – 2 балла
  • управление предприятием – 5 баллов.
Согласно передовому опыту «маркетинговая деятельность» включает: выбор целевых рынков, исследование рынков, использование рыночных возможностей, позиционирование, создание новых (измененных) товаров с максимальной потребительской ценностью, ценообразование, формирование маркетинговых сетей, усиление бренда, продвижение товара, установление длительных отношений с потребителем, управление спросом и др.

Деятельность по «комплексной поддержке потребителей» включает:
  • консультационные услуги по: выбору машин, организации использования машин по назначению, целесообразности капитального ремонта или прекращения эксплуатации и др.;
  • организацию сервиса;
  • предоставление финансовых услуг;
  • обеспечение запасными частями;
  • капитальный ремонт агрегатов;
  • обучение персонала;
  • систему trade-in и др.
Реализация данного вида деятельности преимущественно осуществляется с использованием сети дилеров.

«Аренда техники» в виде аренды с последующей продажей и традиционной аренды реализуется ведущими мировыми производителями с целью: увеличения объемов продаж новых машин, усиления продвижения товара, увеличения прибыльности дилеров, получения значительной объективной информации о работе машин и др.

«Непрерывное улучшение работы предприятия в целом» включает изменения: мышления, знаний и личных качеств персонала; организационной структуры; товара предприятия; процессов; организационной культуры; методов работы; рынков и др.

«Управление предприятием» включает: постановку целей и задач, планирование, формирование организационной структуры, подбор и подготовку кадров управления, вовлечение персонала, лидерство, документирование, стимулирование персонала, контроль и др.

Относительно целесообразного стремления к лучшим мировым стандартам по всем видам деятельности предприятий можно отметить следующее. В мире имеет место реальность того, что развитие во всех сферах человеческой деятельности происходит поэтапно и подчиняется объективным законам вне зависимости от географической территории. СДМ в развитых странах находится на более высоком этапе развития по сравнению с Россией. Это в первую очередь обусловлено действующей в развитых странах в течение многих десятилетий достаточно совершенной рыночной экономикой с жесточайшей конкуренцией.

Из анализа приведенных выше данных (в баллах) можно сделать вывод о значительном отставании от мировых стандартов по всем видам деятельности у российских предприятий группы Б.

В короткие сроки такое отставание сами по себе предприятия преодолеть не смогут. Здесь следует воспользоваться передовым мировым опытом по выводу национальных предприятий на уровень мировых стандартов и поддержанию этого уровня. При этом следует ориентироваться на известное философское положение: «Следует быть достаточно умным, чтобы признавать: всегда есть кто-то, кто в чем-то лучше Вас, а также быть достаточно мудрым, чтобы учиться у него всему, а затем догнать и перегнать учителя».

Об организации коренного улучшения функционирования российских предприятий СДМ Как уже отмечалось ранее, в течение последних 10 лет имеет место разрушение российского СДМ, охватывающего предприятия группы Б. Первичными причинами такого положения по нашему мнению являются:
  • стихийное нецеленаправленное развитие отрасли;
  • слабое участие в развитии отрасли государственных органов управления;
  • разрозненность, отсутствие объединения усилий различных предприятий по улучшению результатов их деятельности;
  • отсутствие нацеленности на экспорт у большинства предприятий;
  • наличие мировоззрения у большинства работников, не отражающего современных реалий, в значительной мере сохраняющего мировоззрение командной экономики;
  • использование предприятиями во всех сферах деятельности методов и технологий, существенно отстающих от передовых мировых стандартов;
  • неразвитая рыночная инфраструктура и др.
Передовой мировой опыт показывает, что в условиях рыночной экономики возможно применение эффективного механизма целенаправленного развития отдельных отраслей.

Такой механизм основывается на: рациональных формах добровольного объединения усилий государства и бизнеса, формулировании правильно поставленных целей развития отрасли, разработке индикативного плана достижения поставленных целей, реализации индикативного плана. Данный механизм успешно апробирован в Японии, Южной Корее, Франции, США, Германии. Элементы его имеют место в Китае.

Основываясь на передовом мировом опыте, ниже предлагается вариант создания эффективно действующей системы коренного улучшения деятельности российских предприятий СДМ. При этом преимущественно используется японский опыт.

В качестве органа, обеспечивающего координацию работ по развитию отрасли, по аналогии с опытом Японии, предлагается использовать так называемый «Консультационный совет» (КС).

КС представляет собой коллективный орган по принятию решений. Он должен обеспечивать тесные взаимоотношения и сочетание интересов госорганов управления и бизнеса. Интересы бизнеса в КС в первую очередь представляет национальная торговая ассоциация производителей строительно-дорожных машин. В состав КС могут также входить представители ассоциаций потребителей и маркетинговых посредников (дилеров, банков и др.) и др. КС по СДМ может быть создан, например, при Министерстве промышленности и торговли РФ решением Правительства РФ.

Ниже, в качестве варианта приводятся функции КС:
  • а) обеспечение: высокой степени стыковки различных интересов и консолидации заинтересованных сторон по важнейшим направлениям развития отрасли; участия в процессе принятия государственных решений широкого круга высококомпетентных специалистов и представителей бизнеса; согласования общенациональных и отраслевых интересов; достижения взаимопонимания между правительством и группами с различными интересами;
  • б) разработка предложений по политике развития отрасли и индикативному плану ее развития;
  • в) разработка предложений по составу нормативных актов общегосударственного и отраслевого уровня, способствующих достижению поставленных в плане целей;
  • г) участие в контроле за выполнением плана;
  • д) участие в реализации плана;
  • е) разработка прогноза спроса и предложений товаров на внутреннем и внешних рынках;
  • ж) составление рекомендаций по различным вопросам;
  • з) собственное развитие.
Статус КС должен предусматривать:
  • пропорциональное представительство отдельных групп предприятий и государственных органов управления, участвующих в работе отрасли;
  • участие в работе КС не первых руководителей организационных формирований, а высококвалифицированных специалистов;
  • возможное участие в работе совета представителей различных общественных организаций и науки;
  • принятие решений на основе согласования интересов всех групп;
  • принятие к исполнению всеми группами решений, принятых в КС;
  • высокий уровень информационного обеспечения членов совета;
  • подробное освещение в печати работы совета;
  • обязательное периодическое обновление членов совета;
  • применение в работе совета современных методов принятия решений;
  • временное привлечение при необходимости к работе совета лучших специалистов;
  • концентрацию членов совета на важнейших вопросах развития отрасли;
  • оплату работы членов совета.
Как уже отмечалось, важнейшим членом КС является представитель торговой бесприбыльной ассоциации (союза) предприятий – производителей техники. Такая ассоциация называется торговой из-за того, что ее основной целью является улучшение продаж собственного товара каждого предприятия, входящего в эту ассоциацию. Эта цель достигается за счет объединения способностей и возможностей членов ассоциации.

Торговая ассоциация должна:
  • а) привлекать для работы в ассоциации на добровольной основе предприятия, действующие на конкретном рынке;
  • б) способствовать, в первую очередь, успешному выполнению предприятиями их маркетинговых функций на внутреннем и внешнем рынках;
  • в) способствовать предприятиям в скорейшем освоении лучших стратегий и технологий достижения успеха;
  • г) способствовать улучшению внешних условий функционирования предприятий;
  • д) способствовать увеличению спроса на продукцию предприятий;
  • е) участвовать в разработке политики развития отрасли;
  • ж) представлять интересы предприятий при составлении индикативных планов развития отрасли, а также при составлении нормативных актов федерального, регионального и ведомственного уровня;
  • з) способствовать решению межотраслевых проблем путем активного участия в российских и межгосударственных объединениях ассоциаций;
  • и) обеспечивать собственное развитие.
Особенности функционирования торговых ассоциаций производителей техники в США, Германии, Англии и др. странах рассматриваются в статье автора [С.Н. Николаев. Залог успеха. Торговые отраслевые ассоциации. СТТ, № 6, 2002.]. Известен положительный опыт участия государственных органов управления в создании торговых ассоциаций в Японии.

Аналогичные торговые ассоциации в РФ отсутствуют.

Другим важным элементом КС является федеральный отраслевой орган управления. Таким органом, например, может стать соответствующий департамент Министерства промышленности и торговли РФ.

Согласно передовой практике в функции данного органа могут входить:
  • обеспечение реализации общегосударственной политики;
  • представление интересов предприятий отрасли в государственных органах управления по всем вопросам их функционирования; координация пропорционального развития в отрасли групп предприятий;
  • координация работ по созданию и развитию организационных форм и системы управления развитием отрасли;
  • организация эффективной работы КС;
  • организация эффективной работы торговых ассоциаций предприятий и их объединений;
  • участие в разработке политики развития отрасли;
  • организация разработки и корректировки индикативного плана развития отрасли;
  • осуществление сбора, обобщения и хранения информации по важнейшим характеристикам внешних и внутренних условий функционирования предприятий, входящих в отрасль;
  • организация и контроль выполнения индикативного плана;
  • непосредственное участие в выполнении индикативного плана.
Установлено, что организационное формирование, каким является отрасль в целом, сможет приступить к собственному развитию и успешно его осуществлять, если только построен его реально достигаемый перспективный образ (видение), который должно достичь формирование в определенный момент времени в будущем. Образ должен включать в себя набор целей и стратегий по их достижению.

Предложения по данному образу в составе «Политики развития отрасли» должны периодически разраба тываться КС. В окончательном виде политика развития должна утверждаться государственным органом управления, ответственным за развитие отрасли.

В целом «Политика развития отрасли» должна включать следующие разделы: принципы, определяющие направления развития; цели, вытекающие из принципов; стратегии, определяющие способы достижения целей.

Ниже приводится один из вариантов формулировок принципов развития:
  1. Только существенный по величине рост доли продаж и суммарных объемов реализации продукции предприятий СДМ на внутреннем рынке России и за рубежом будет обеспечивать эффективное развитие экономики России.
  2. Каждое предприятие отрасли сможет обеспечить рост объемов реализации продукции в условиях рыночной экономики только в том случае, если оно «знает, что и почему надо делать», а также «хочет и может» это сделать. Для того чтобы предприятие «хотело» увеличить объемы реализации продукции, работники его должны быть уверены в своих силах; желать совместно напряженно, с энтузиазмом трудиться; желать работать качественно и эффективно; хотеть перемен, хотеть учиться и меняться; осуществлять перемены энергичным образом и пр. В свою очередь возможности предприятия по увеличению объемов продаж и прибыли напрямую связаны с улучшением его внешней и внутренней среды. При этом в составе внешней среды следует различать такие виды условий, как: экономические, общественно-политические, правовые, технологические, рыночные и социально-психологические. К основным элементам внутренней среды относятся: цели, структура, задачи, технологии, люди, климат и культура в организации и др.
  3. Для того чтобы в ближайшее время войти в число развитых стран в сфере СДМ, следует стремиться во всех сферах деятельности, как государственных органов управления, ассоциаций, так и предприятий, выходить, по возможности, на уровень мировых стандартов [Пример формулировки мирового стандарта по техническому сервису приводится в статье: С.Н. Николаев. Организация высокоэффективного технического сервиса. Механизация строительства, №№ 3 - 5, 2010.].

К структуре целей отрасли могут быть сформулированы следующие требования. Она, по нашему мнению, должна включать не обязательные для выполнения, а желаемые цели; быть обоснованной, понятной, реализуемой и проверяемой; быть составленной при максимальном участии всех исполнителей; соответствовать напряженной работе исполнителей; обеспечивать объединение усилий всех участников наилучшим образом; корректироваться при изменении экономических условий; отражать передовой мировой опыт и российскую специфику; быть взаимосвязанной со структурами целей промышленности в целом, регионов и других отраслей народного хозяйства.

Вариантом главных целей, расположенных на верхнем уровне структуры целей, могут быть:
  • суммарная доля продаж в % на российском рынке российских предприятий (Др),
  • суммарный объем продаж на российском рынке (Qс.р.),
  • суммарный объем продаж на внешнем рынке (Qс.в.).
Величина Др в базовом периоде может быть получена как средневзвешенная величина долей продаж по отдельным видам машин (табл. 1). Qс.р. может быть рассчитан, исходя из прогнозных знаний суммарных объемов продаж в шт. по всем видам машин, помноженных на Др/100. Величина Qс.в. может быть рассчитана как доля в % от Qс.р. (например, 15 %).

Главные цели могут быть поставлены на 5 лет с разбивкой на каждый год.

Обязательно должна быть предусмотрена ориентация на существенный экспорт продукции в страны дальнего зарубежья. Громадный эффект от этого был рассмотрен ранее.

Как известно, стратегия представляет собой концепцию (набор действий) по достижению поставленных целей. Вариантом стратегии может быть:
  1. Повсеместное принятие стратегии «чистого маркетинга» (см. выше).
  2. Постоянное повышение во всех звеньях рассматриваемого механизма качества работы.
  3. Максимальный охват предприятий отрасли.
  4. Постоянное повышение интеллектуального потенциала всех участников системы.
  5. Непрерывное улучшение работы государственных органов управления, ассоциаций и предприятий, в т.ч. мышления людей, процессов, технологий, методов работы, организационной культуры и др.
Цели развития СДМ могут быть достигнуты в запланированные сроки с ограниченными ресурсами только в том случае, если будут заранее получены ответы на следующие вопросы:

Что делать? Как делать? Где делать? Кто будет делать? Когда делать? Какие потребуются ресурсы?

Все ответы на поставленные вопросы должны быть получены в рамках «Индикативного плана развития СДМ». К данному плану предъявляются следующие требования:
  • а) он должен носить ориентирующий и рекомендательный характер;
  • б) план должен показывать государственным органам управления и предприятиям желаемые направления развития;
  • в) план развития СДМ должен быть взаимоувязан с общегосударственными и региональными программами;
  • г) план должен разрабатываться на основе согласования интересов всех участвующих в развитии отрасли;
  • д) планирование должно быть адаптивным, т.е. все время приспосабливаться к переменам в окружающей среде посредством периодических корректировок ранее принятых плановых решений;
  • е) план должен обеспечивать проявление в полной мере эффективных особенностей рыночного механизма;
  • ж) план должен содержать набор решений, уменьшающих отрицательные последствия от возникновения вероятных неблагоприятных ситуаций;
  • з) в связи со значительной неопределенностью в возможном влиянии внешних условий, больше внимания должно быть уделено не точности количественных расчетов, а обоснованию стратегических решений;
  • и) в плане должно предусматриваться преимущественно косвенное регулирование деятельности предприятий со стороны соответствующих государственных органов управления;
  • к) политике, отраженной в плане, должны быть обеспечены доверие и поддержка большинства предприятий;
  • л) меры, отраженные в плане, должны осуществляться не под давлением сверху, а в порядке реагирования на колебания условий на внутреннем и внешнем рынках.
Проект индикативного плана должен разрабатываться КС. Утверждение плана осуществляет государственный орган, входящий в КС.

В планах должно предусматриваться помимо других методов использование двух групп методов косвенного воздействия системы управления развитием СДМ на сами предприятия и на их внешнюю среду.

Результатом действия методов первой группы должно быть целенаправленное изменение характеристик внешней среды предприятия (см. выше), вызывающее автоматическое изменение характеристик его внутренней среды (см. выше). Методы первой группы преимущественно должны включать шесть комплексов мероприятий: психологические, правовые, кредитно-финансовые, организационные, консультационноинформативные. Первый из них направлен на изменение мировоззрения людей. Второй должен включать весь арсенал побуждения исполнителей с помощью законодательных и нормативных средств. Третий комплекс включает выделение предприятиям субсидий, дотаций, льготных кредитов и др. Четвертый - преимущественно включает создание различного вида организационных формирований, способствующих успешному функционированию предприятий (маркетинговых посредников, информационных центров, объединений предприятий и др.).

Пятый комплекс охватывает набор услуг, предоставляемых предприятиям органами государственного управления и создаваемыми ими организационными формированиями.

Вторая группа методов косвенного воздействия основывается на рациональном взаимодействии органов государственного управления с торговыми объединениями (ассоциациями) предприятий. При таком взаимодействии объединения предприятий не только доводят до государственных органов управления коллективные пожелания предприятий, участвуют в разработке планов и нормативных актов, но и информируют предприятия о принятых плановых и правительственных решениях и содействуют скорейшей реализации этих решений. При этом проявляется широко известный эффект: привлечение широкого круга участников к составлению плана способствует лучшему его исполнению каждым участником даже в том случае, если мнение его не нашло отражения в плане.

В плане обязательно должны быть предусмотрены меры по: обучению и переподготовке персонала предприятий; организации внедрения и экспериментальному апробированию новых решений.

Системы, подобные рассматритаемым в передовой практике, обычно создают с использованием современных методов «проектного подхода» [Дж. Харрингтон, Т. Макнеллис. Совершенствование управления проектами. РИА «Стандарты и качество», М, 2007].

Соответственно, возникает вопрос: «Можно ли в короткие сроки существенно улучшить деятельность российских предприятий СДМ?» По нашему мнению, если ориентироваться на имеющийся громадный потенциал людей и предприятий, то можно, при условии, что наиболее активные и влиятельные лица, имеющие отношения к работе отрасли, в т.ч. участвующие в работе «Союза машиностроителей России» и «Союза производителей строительно-дорожной техники»:
  • поддержат идею существенного улучшения деятельности СДМ;
  • объединят свои усилия по реализации такой цели;
  • будут использовать в своих действиях лучший мировой опыт.
В последующем может быть инициировано подключение к созданию системы развития отрасли соответствующих комитетов Госдумы и Федерального Собрания, а также государственных органов управления.

Предложенная в статье система развития СДМ может быть создана в порядке эксперимента решением Правительства РФ.



С.Н. Николаев
Генеральный директор ООО «Фирма МС Консалтинг»
д.т.н., профессор, академик РАПК


15 апр 2011 12:20 | автор: newsrelay | просмотров: 14722 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
ЭКСКАВАТОРЫ CAT® ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех