Лизинг строительной техники


Рынок строительной техники в России очень перспективен. Высокие темпы его роста обусловлены повышением общеэкономического рейтинга России и ростом ВВП, что, в свою очередь, невозможно без улучшения жилищных и дорожных условий. Как следствие, строительный рынок активно развивается, по данным Росстата за январь-сентябрь 2007 года объем строительства вырос на 23,5% и составил 2 трлн. 146,7 млрд. рублей. Высокие темпы роста строительного рынка стимулируют активный спрос на строительную технику различного назначения, как российских производителей, так и импортных марок.

Рынок лизинговых услуг растет огромными темпами. По нашим прогнозам рост рынка лизинга строительной техники по итогам 2007 года может достигнуть 100%, а рост рынка лизинговых услуг в России продолжится и в последующие 2-3 года, однако темпы роста будут сокращаться, а конкуренция в данном сегменте будет значительно усиливаться.


Основными проблемами на рынке лизинговых услуг, в сегменте строительной техники являются:

1. Серый строительный бизнес в регионах

Усиливающаяся конкуренция в Центральном и Северо-Западном Федеральных Округах заставляет лизинговые компании переносить свой бизнес в регионы, открывать дополнительные филиалы. В регионах лизинговые компании сталкиваются с местной спецификой ведения бизнеса, когда большая часть денежных потоков все еще находится в тени. Данная ситуация пока что является сдерживающей в развитии регионов, но тем не менее лизинговые компании применяют новые системы оценки, изучают бизнес региональных компаний более подробно, оценивают управленческую отчётность.

Перспективы развития регионов очень велики, особенно учитывая мощную поддержку со стороны государства.

2. Плохое планирование закупок

В связи с тем, что строительный бизнес все еще является коррупционным, многие строительные компании начинают приобретение техники после получения тендера на строительство. При обращение в лизинговую компанию часто просят рассмотреть сделку в ускоренном порядке. Но зачастую даже оперативная работа лизингодателя не спасает, т.к. сроки поставки техники по некоторым позициям могут достигать 12-15 месяцев (например, импортные краны). Попадая в такую ситуацию, строители вынуждены либо покупать подержанную технику, либо брать то, что есть на рынке, но не всегда отвечает потребностям компании в полной мере. Единственное, что может спасти в данной ситуации – аренда техники на срок поставки.
 

3. Отсутствие цивилизованного рынка бывшей в употребление строительной техники.

Рынок б/у техники на сегодняшний день в России отсутствует. Большая часть б/у техники привозится из Европы, а та, что продается в России, не отвечает предъявляемым требованиям. (исключение составляет б/у техника, продающаяся у официального дилера)
Одним из шагов к формированию подобного рынка является реализация продукта оперативного лизинга (о котором я расскажу дальше) и повышение культуры использования техники. Не секрет, что если есть выбор: купить б/у строительную технику в России или привезти подобную технику из Европы, выбор в большинстве случаев падет в сторону европейской техники. Это связано с тем, что культура эксплуатации и обслуживания техники в Европе значительно выше, чем в России. Причина заключается в том, что вся Европейская техника, проходит постоянное сервисное обслуживание и используется согласно рекомендациям заводов изготовителей.

В связи с тем, что объемы импортной техники, ввозимой в Россию, постоянно растут, и количество сервисных центров по обслуживанию техники увеличивается на всей территории России, то есть реальные предпосылки к началу формирования цивилизованного рынка б/у строительной техники.

4. Низкая культура использования строительной техники

Наша компания является учредителем двух арендных компаний, поэтому лицом к лицу сталкивается с проблемой низкой культуры использования строительной техники машинистами. Также, будучи компанией, передающей в лизинг большое количество строительной техники, наша компания наблюдает отсутствие контроля над использованием техники в течение рабочего процесса у строительных организаций.

Улучшать качество работы машинистов возможно за счет жесткого контроля над техникой (Плановое сервисное обслуживания, контроль перед началом работ, постоянный мониторинг, использование навигационных устройств, позволяющих точно определять местоположение техники и количество отработанных моточасов), создания машинистам хороших условий работ, достойной заработной платы, премий, социальной поддержки.

Сложнее обстоит дело с прямыми пользователями строительной техники, т.к. каждая компания в индивидуальном порядке решает, как ей вести свой бизнес и использовать технику.

Для лизинговой компании техника, передаваемая в лизинг, является единственным залогом, поэтому ее техническое состояние – это один из важнейших вопросов. Для обеспечения своих рисков лизингодатель в обязательном порядке страхует предмет лизинга от всевозможных рисков (в зависимости от специфики передаваемой в лизинг техники).


Для определения рисков, строительную технику целесообразно разделить на несколько видов:
  • Землеройная техника, куда входят экскаваторы городского класса, бульдозеры, погрузчики и экскаваторы-погрузчики.
  • Дорожно-строительная техника, куда входят фрезы, укладчики, грейдеры, катки.
  • Подъемное оборудование, которое включает в себя башенные краны, колесные краны, строительные вышки.
  • Прочее строительное оборудование, которое включает, асфальтобетонное оборудование, дробильно-сортировочные комплексы и пр. сложное и дорогостоящее оборудование.

Каждый вид строительной техники имеет свою специфику продаж, ввиду своей ликвидности и целевой клиентской группы.

Землеройная техника является наиболее ликвидной и востребованной на рынке строительной техники, т.к. используется на строительстве любых объектов при различных строительных циклах.

Землеройная техника является тем видом техники, которую больше всего приобретают представители среднего и малого бизнеса, т.к. подобная техника востребована практически на любой строительной площадке. Для данного вида техники актуально использование различных экспресс продуктов оценки финансового состояния и совместные программы с поставщиками, т.к. для данной клиентской группы наиболее востребованы скорость и стандартизация. 

Дорожно-строительная техника является весьма дорогостоящей и приобретается, как правило, крупными дорожно-строительными компаниями.

В силу специфики дорожно-строительной отрасли лизингополучатели требуют определенных уникальных условий для своих договоров.
Во-первых, дорожное строительство – это сезонный вид бизнеса, поэтому часто востребованы сезонные графики лизинговых платежей, чтобы снизить финансовую загрузку на зимний период и увеличить объем платежей в сезон.

Во-вторых, срок поставки дорожно-строительной техники, как правило, достаточно длительный, поэтому часто используется отсрочка погашения основного долга на срок поставки техники. Это позволяет дорожно-строительным компаниям начинать лизинговые платежи по акту получения первой прибыли.

Средний срок договора лизинга дорожно-строительной техники от 3 до 5 лет, средний аванс, в зависимости от пожеланий клиента и его финансового состояния, составляет 20-25% от стоимости основного средства.

Лизинг специализированной техники


К специализированной технике можно отнести различное бетонное оборудование, асфальтобетонные заводы, дробильно-сортировочное оборудование, различные горнопроходческие комплексы.

Обычно, подобное оборудование является очень дорогостоящим, изготавливается и комплектуется согласно специальным техническим заданиям. Подобное оборудование может быть стационарным и сложномонтируемым, что является проблемой при необходимости его изъятия. Поэтому, при реализации сделок с подобным оборудованием, большой упор делается на изучение бизнес-планов использования оборудования и технико-экономическим обоснованиям. Так же при передаче в лизинг сложного оборудования большой упор делается на изучения финансового состояния потенциального лизингополучателя, т.к. в случае финансовой несостоятельности лизингополучателя реализация подобного имущества может занять достаточно длительный период, что может отразиться на ликвидности лизинговой компании. (В некоторых случаях для подстраховки лизинговые компании заключают с поставщиком подобного оборудования договор об обратном выкупе с заранее оговоренным дисконтом).

Также, при передаче в лизинг сложного оборудования, данный вид оборудования должен соответствовать основному виду деятельности предприятия. Т.к. если для потенциального покупателя покупка сложного оборудования является инвестиционным проектом, и рынок был изучен только на бумаге, риски лизинговой компании увеличиваются в разы.   

Перспективы развития лизинга строительной техники:


Перспективные продукты

1. Экспресс оценка

Увеличивающаяся конкуренция в сегменте строительной техники стимулирует создание новых продуктов, одним из которых является экспресс-оценка.
Экспресс оценка потенциальных лизингополучателей реализуется в сегменте наиболее ликвидного имущества: грузовой и строительной техники. Экспресс лизинг направлен на категории клиентов, относящихся к среднему и малому бизнесу (розничные продажи) и позволяет значительно упростить бизнес-процессы в лизинговой компании и значительно сократить срок получения техники клиентом. Данный продукт также очень актуален для поставщиков, которые имеют определенный объем техники на складе. Упрощенная система оценки позволяет перечислять клиенту денежные средства в течение трех дней с момента получения заявки от клиента (при учете того, что клиент соответствует условиям, предъявляемым экспресс программой).

2. Связанное финансирование

В связи с постоянным ростом импорта техники в Российскую Федерацию актуальной становится реализация сделок с привлечением экспортного финансирования. Реализация данной схемы позволяет значительно снизить процентные ставки по привлеченным кредитам, однако данные сделки целесообразно осуществлять в тех случаях, когда сумма приобретаемого оборудования превышает 300-500 тысяч ЕВРО и контракт заключается непосредственно с производителем.

По нашим прогнозам, рынок лизинга строительной техники в ближайшие три года будет продолжать активно развиваться и к 2010 году может вырасти в 5-6 раз. Однако во многом подобный рост  зависит от поддержки лизинга государством. Для стимулирования развития лизинга необходимо дать точное определения лизинга в законе, определить размер финансового участия в сделке лизингополучателя, ввести понятие оперативного лизинга, пересмотреть отношение налоговых органов к лизинговым компаниям.

Лизинг – это совершенный механизм, который помогает развивать и укрупнять бизнес и продавцам и самим строителям. При лизинге учитываются интересы всех сторон сделки и все получают выгоду. Лизингополучатель – новую технику, налоговые льготы, возможность более четкого планирования финансовых потоков, расширение бизнеса. Продавец – увеличение продаж, дополнительных клиентов, возможность предоставлять полный перечень услуг. Лизинговая компания – свое вознаграждение.

Пользуйтесь лизингом – это действительно выгодно.   



Андрей Закопаев,
руководитель направления лизинга
строительной техники ГК «Интерлизинг»

Журнал "Строительные машины" тел. редакции (343) 371-88-57

07 апр 2008 00:00 | автор: webmaster | просмотров: 2990 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
ЯМЗ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех