Китайская техника для российских дорог


В настоящее время на российском рынке дорожно-строительной техники происходят заметные подвижки, которые связаны, в первую очередь, с появлением китайских производителей спецтехники, которые ранее были ориентированы исключительно на внутренний рынок.


Небольшое пояснение


Хотя у большинства китайских фирм-производителей дорожно-строительнойтехники доля экспортных поставок пока составляет не более 10%, приогромных масштабах производства абсолютные цифры получаются оченьвнушительными. О том, сколь они велики, красноречиво свидетельствуюттолько два примера: изготовлением башенных кранов в Китае занято более100 заводов (!!!); по меньшей мере шесть заводов собирают по 10 тысяч иболее фронтальных погрузчиков в год, т. е. каждый из них больше, чемвсе предприятия России и стран СНГ вместе взятые. Китайский внутреннийрынок дорожно-строительной техники, многие годы "подогреваемый"строительным бумом, без труда "усваивал" нараставший год от года валпродукции. Наконец наступил момент, когда производителям на этом рынкестало невыносимо тесно, а единственный способ не мешать друг другу -это увеличить долю экспорта.
Сегодня в Тихоокеанском регионе самые высокие продажи у китайскойстроительной техники, в больших количествах ее поставляют в страныАфрики, Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки. Строительнаятехника из Китая вопреки распространенному заблуждению высокий спрос насделанную в Китае спецтехнику и дорожные машины определяется не ихнизкой ценой (которая, конечно, ниже, чем цены на продукцию европейскихкомпаний, но не в разы, а на 10 - 20%), а постепенно растущимкачеством, предопределяемым объективными причинами. Для страны,вынужденной тратить огромные средства на закупку важнейших природныхресурсов, было бы непозволительной роскошью оставаться еще и крупнымимпортером оборудования, поэтому в Китае всячески стимулируетсяразвитие собственного машиностроения. Как известно, количество рано илипоздно неизбежно переходит в качество. Тем более что, даже работая навнутренний рынок, китайские производители вынуждены постоянноконкурировать с внутренними производителями и множеством филиаловзападных компаний.
Столь же объективны причины более низкой, чем у западных компаний,себестоимости китайской продукции - дешевая рабочая сила, дешевыекредиты, невысокие внутренние цены на энергоресурсы, закупка импортныхкомплектующих по льготным тарифам (благодаря скидкам за значительныеобъемы), готовность китайского производителя работать за гораздо болеенизкий, нежели у его европейских и американских коллег, процентприбыли, компенсируя это огромными масштабами производства. краткаясправка о рынке спецтехники КНР является четвертым по объему рынкомдорожно-строительной техники в мире (15,9 млрд. долларов в 2004 г.)после США (28 млрд. долларов), ЕС (23 млрд. долларов) и Японии (18млрд. долларов). В 2002-2003 гг. этот рынок развивался чрезвычайновысокими темпами (более 30% ежегодно), но принятые в апреле 2004 г.китайским правительством меры по "охлаждению" экономики (в частности,ужесточение кредитно-финансовой политики) обусловили снижение темповроста спроса на спецтехнику до 10% в 2004 г. и 13% в 2005 г. Китайзанимает третье место в мире по объему производства строительных машинпосле США и Японии, на его долю приходится около 15% мирового выпускастроительных машин.

Новые гиганты

В дорожно-строительном машиностроении Китая после примерно 10-летнегопериода консолидации сформировалось несколько крупных производственныхобъединений национального масштаба с хорошо известными торговымимарками, включая XCMG, Liugong, Xiagong, Shantui, Zoomlion, Sany и Heli(последняя компания занимается производством вилочных погрузчиков).Местные компании в 2003 г. выпустили строительной техники примерно на11,9 млрд. долларов, что на 26,7% больше, чем в предшествующем году.Оборот этих компаний вырос на 34% (до 12,5 млрд. USD), прибыль - на 59%(до 890 млн. долларов). Из указанных 12,5 млрд. USD 11,45 млрд. былополучено за счет поставок на внутренний рынок и 1,05 млрд. долларов -от экспорта. Пять крупнейших фирм отрасли контролировали в 2003 г.только 12,8% ее общих отгрузок, их совокупные поставки на внутреннийрынок исчислялись 1,6 млрд. долларов.
По мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR),в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей встроительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысокимуровнем заработной платы доля этой страны в мировом производствестроительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно50% Liugong Machinery - являетсякрупнейшим производителем строительных машин в Китае. В 1966-м фирмаизготовила первый в стране колесный погрузчик с жесткой рамой, а в 1970г. - с сочлененной рамой. В 1987-м по лицензии Caterpillar эта компанияначала производить фронтальные погрузчики Caterpillar 966, а в 1995 г.образовала совместное предприятие с ZF.
Ожидаемое снижение внутреннего спроса заставляет Liugong, как и многихдругих крупных китайских производителей строительных машин, серьезнозадуматься над внешними рынками сбыта. Основной продукцией Liugongявляются фронтальные погрузчики, и в ближайшие пять лет компаниянамерена довести свою долю в их общих продажах в КНР с 18 до 25%.Планируется также увеличить экспорт, для чего будут разработаны новыетехнологии производства и создано новое поколение погрузчиков сдвигателями, отвечающими нормам Tier III.
Свое будущее Liugong связывает и с экскаваторами, по которым ее доля накитайском рынке равна в настоящее время только 3%. В ближайшие пять леткомпания намерена ежегодно увеличивать эту долю на 1%, что сделатьбудет очень сложно, так как 90% всех продаж экскаваторов в странеприходится сейчас на иностранные марки.

Расширение ассортимента 


В настоящее время в Китае выпускают только две модели этих машин. Однамощностью 180 л.с. предназначена в основном для продаж в КНР иразвивающихся странах, а вторая мощностью 160 л.с. с двигателем TierIII - в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом году должныпоявиться две новые модели автогрейдеров (мощностью 200 и 220 л.с.),которые первоначально предполагается поставлять на внутренний рынок, азатем в Россию, Индию и страны Африки. В отношении асфальтоукладчиков,цены на которые из-за превышения предложения над спросом упали,компания пока не строит больших планов, предпочитая заниматьвыжидательную позицию. Выпускаемые три модели этих машин рассчитаны наширину укладки 12, 9 и 7 м. Всего в 2010 г. Luigong планируетизготовить 35 тыс. ед. строительных машин и получить от их продажи 10млрд. юаней (1,2 млрд. долларов); доля экспорта в этих поступленияхдолжна составить около 15%.

Xuzhou Construction Machinery Group Inc.


(XCMG) XCMG - одно из крупнейших в Китае предприятие по разработке,изготовлению и экспорту строительной техники, чей оборот в 2005 г.составил 2050 млн. долларов и увеличился на 1,8% по сравнению с 2004 г.Объем экспорта также вырос на 117% и составил 120 млн. долларов. XCMGактивно продвигает свой бренд, самый известный на внутреннем рынкеКитая, неуклонно следуя цели - быть лидером в секторе производствастроительной техники Китая и сильным конкурентным игроком намеждународном рынке.
Сегодня группа XCMG включает 26 дочерних компаний, которые выпускаютгидравлические автокраны, дорожные катки, асфальтоукладчики, грейдеры,фронтальные погрузчики, вилочные погрузчики, бульдозеры, бетононасосы,машины специального назначения, шасси для строительных машин,поворотные кольцевые подшипники, элементы гидравлики, кабины, дизельныедвигатели, коробки передач, шестеренные насосы и т. д. XCMG в 2005 г.экспортировала около 1500 ед. спецтехники и помимо укрепления позицийна традиционных рынках, таких как Вьетнам, Индонезия, СаудовскаяАравия, открывает для себя новые - это Индия, Иран, Украина и др.Партии машин экспортируются в Африку, также продукция XCMG активнопродвигается на рынки Европы и США.
В России же техника XCMG представлена, в том числе под брендомMitsuber. В соответствии с международными требованиями XCMG создаласеть дистрибьюторов в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии и развиласеть агентов для исследования международного рынка.
Сегодня более 40 международных агентов XCMG помогают реализовыватьпродукцию более чем в 80 странах и регионах мира. Итогом такойкооперации стало повышение качества продукции и уровня менеджмента,технологий и международного статуса XCMG. для сравнения Другиекитайские производители представляют от 2-5 моделей фронтальныхпогрузчиков, большинство из которых поставляется на внутренний,российский и казахстанский рынки. LiuGong Machinery CO., LTD отличаетсятем, что продукция, представленная в России, поставляется только наэкспорт в страны Европы, США, Австралии.
На внутренний рынок идут менее дорогие машины более простойкомплектации. Это связано с существенными отличиями стандартов иобязательных требований к технике такого класса в Европе, России иКитае. В Китае они остаются на довольно низком уровне. Благодаря этомуна сегодняшний день дорожно-строительная техника LiuGong являетсяузнаваемым во всем мире брендом с хорошей репутацией.

Состояние рынка спецтехники в Китае


Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2004г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 26 тыс.ед., что на 20% ниже, чем в 2003 г. В первом полугодии 2005 г. сбытгусеничных экскаваторов в стране составил около 13 тыс. ед. В отличиеот традиционных экскаваторов универсальные экскаваторы-погрузчики неполучили достаточного признания китайских покупателей, хотя в настоящеевремя спрос оживился, и в ближайшие пять лет продажи могут увеличитьсядо 2 тыс. ед. в год.

Китай является мировым лидером по продажам фронтальных погрузчиков.


В 2004 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря намеры по сдерживанию экономического роста. Для сравнения: ежегодныепродажи фронтальных погрузчиков в Японии составляют 19,5 тыс. ед., вСеверной Америке - 19,0 тыс., в Европе - 18,0 тыс. ед. Ведущие позициив этом сегменте китайского рынка занимают компании Liugong, XCMG иXiamen. Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов такжекрупнейший в мире. В 2004 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед.против примерно 10 тыс. в 2003 г. Ведущий в Китае поставщик мобильныхкранов - компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG),на долю которой приходится более 40% продаж. Крупными поставщикамимобильных кранов являются также компании Zoomlion (торговая маркаPuyuan), Chang Jiang и Tai'an Crane. На рынке КНР предлагается иоборудование ведущих иностранных производителей, в частности Grove,IHI, Kato, Liebherr, Tadano и Terex.
В этом десятилетии на китайском рынке строительной техники наблюдаетсябыстрое расширение ассортимента. Так, в 2003 г. средняя снаряженнаямасса проданных в Китае экскаваторов составляла 20 т, а сейчас быстрорастут продажи мини-экскаваторов. Кроме того, расширяются поставкитяжелого оборудования для горнодобывающей отрасли промышленности. Пооценке OHR, в общих продажах строительных машин в КНР доля легкойтехники сейчас составляет лишь 3%, тогда как в странах Европы иСеверной Америки этот показатель равен 70%. В 2005 г. поставкимини-экскаваторов в КНР оцениваются примерно в 6 тыс. ед.

Заключение


Среди факторов, которыми руководствуются китайские потребители припокупке строительной техники, все большее значение приобретает цена,так как правительство Китая ужесточает в настоящее время контроль забанковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новоестроительство. Следующие по значимости места занимают такие факторы,как качество и послепродажное обслуживание.
Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественныестроительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но ихпродукция относительно дорогая. Китайские и южнокорейские компаниипредлагают менее качественное дорожно-строительное оборудование, но ихцены ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков.
Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию данныхкомпаний. Залогом максимально эффективного использования плодовкитайского "экономического чуда" на российских стройках является то,что продвижением китайской строительной техники занялись серьезныероссийские компании. Перехватив инициативу у многочисленных "серых"дилеров, пытающихся делать бизнес на продукции "третьего эшелона" (т.е. рассчитанной исключительно на внутрикитайское потребление), онисотрудничают напрямую с ведущими производителями, отбирая средиширочайшей гаммы оборудования наилучшим образом подходящее дляроссийского потребителя, организуют его сертификацию, создаютинфраструктуру, гарантирующую ставший уже привычным в России"европейский" сервис, оказывают информационную поддержку.
На первом этапе наиболее востребованными видами китайской строительнойтехники в России являются фронтальные погрузчики грузоподъемностью до 5тонн, бульдозеры, грейдеры, дорожные катки для уплотнения грунта,бетононасосы, автокраны, грузовые самосвалы грузоподъемностью до 20тонн. Через 3 - 5 лет при условии, что сегодняшние экономическиеусловия в России существенно не изменятся, китайская строительнаятехника может занять, по самым скромным прогнозам, от 5 до 10%российского рынка.

27 фев 2008 00:00 | автор: webmaster | просмотров: 3248 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
ЭКСКАВАТОРЫ CAT® ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех