Иностранцы пока лидируют


В отечественном строительном комплексе за последнее время существенно изменилась технология возведения домов, да и сама конструкция зданий. Крупнопанельное домостроение сократилось до 15% — в основном строят кирпичные и монолитные здания. Все чаще возводятся 16–20-этажные и более высокие дома, а это требует, к примеру, повышения скорости подъема груза. Требования к башенным кранам меняются. Какие из них используют сегодня российские строители? Как обстоят дела с производством башенных кранов в России?

Какова динамика и специфика отечественного экспорта и импорта в этом сегменте рынка? Какова здесь конкуренция?


Текущее состояние рынка башенных кранов анализирует директор по исследованиям маркетингового агентства ABARUS Market Research ВЕРА НИКОЛЬСКАЯ.

Предпочтения строителей

Башенные краны обеспечивают до 98% всех подъемно-транспортных работ при монтаже строительных элементов зданий и сооружений. Сейчас все большую популярность набирает быстромонтируемая техника. Ее собирают, монтируют и демонтируют достаточно просто, в минимальные сроки, и она может работать в условиях нехватки рабочего места (в центрах городов).

В большинстве же случаев отечественные строители используют сегодня обычные башенные краны на рельсовом ходу. Они хорошо зарекомендовали себя еще в XX веке и уверенно шагнули в высокотехнологичный XXI-й. Их проверенная конструкция обладает высокой надежностью, а перемещение по рельсам позволяет охватывать максимально возможную территорию для переноса тяжелых грузов.

Производство

Рис. 1. Динамика производства башенных кранов грузоподъемностью более 5 тонн в РФ в 1999–2008 гг., шт. (Источник: ABARUS Market Research; данные ГСФС РФ (Росстат); данные производителей) В 80-е годы на стройках Советского Союза работало порядка 50 тыс. башенных кранов, и ежегодное производство составляло 4 тыс. новых машин. Перестроечные реформы в последнем десятилетии XX века на значительное время затормозили отечественную строительную отрасль, и спрос на технику в этот период резко упал. Тенденция постепенного роста в отечественном краностроении начинает прослеживаться после кризиса 1998 года.

Объемы производства башенных кранов грузоподъемностью более 5 тонн в последние годы росли высокими темпами: с 2002 до 2004 года средний темп прироста производства составлял 50%. В 2005 году объем выпуска составил 263 крана (как и в предыдущем году), зато в 2006 году прирост производства составил 129 машин (порядка 49%). 2007 год стал самым производительным в количественном выражении — было выпущено на 140 шт. больше.

В 2008 году, в целом, наблюдалась тенденция уменьшения прироста производства кранов, однако за три первых квартала объем выпуска башенных кранов увеличился на 22% по сравнению с тем же периодом 2007 года. По предварительным оценкам общий объем выпуска башенных кранов в 2008 году превысит прошлогодний уровень выпуска на 2–3%.

Основными регионами-производителями башенных кранов являются Центральный Федеральный округ, в Московской, Тверской, Тульской и Ивановской областях которого сосредоточены основные производители башенных кранов России, а также Уральский Федеральный округ, в Челябинской области которого расположен самый крупный производитель России — Нязепетровский краностроительный завод.

Импорт

Рис. 2. Динамика импорта башенных кранов в Россию с 2001 по 2008 гг., шт. (Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ) По данным Росстата, прирост импорта в Россию по различным категориям техники за прошлый год составил от 80% и выше в натуральном выражении, а прирост по башенным кранам составил 139%. Доля импорта сегодня составляет порядка 65% от объема рынка, причем доля новых кранов в импортных поставках не превышает 25% (краны б/у втрое дешевле новых).
Отечественные компании приобретают башенные краны зарубежных фирм Liebherr, Potain, Zeppelin, Comedil, а также краны производства КНР и др. На сегодняшний день цена высотного башенного крана отечественного производства составляет в среднем 9–14 млн руб. (250–400 тыс. евро), цена же аналогичного по характеристикам европейского крана в 1,5–2 раза выше.
Объемы импорта башенных кранов растут высокими темпами: в 2005 году по сравнению с 2004 прирост составил 29% — было получено 204 крана из-за границы, то есть на 46 кранов больше. В 2006 году прирост импорта был уже 156%, а в 2007 году импортных башенных кранов ввезли 1190 штук, что в 2,3 раза превысило показатель предыдущего периода. По предварительным оценкам объем импорта 2008 года составит, по меньшей мере, 1300 кранов, превысив прошлогодний показатель на 9–10%.

Экспорт

Рис. 3. Структура экспорта башенных кранов из России, 2007–2008 гг. (Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ) В плане экспорта главный интерес для России представляет рынок Казахстана, где нет собственного производства башенных кранов, а потребности строительной отрасли полностью удовлетворяются за счет импорта. В Казахстане широкое распространение получили китайские башенные краны и, благодаря невысокой цене и хорошему качеству техники, составляют сегодня серьезную конкуренцию российским кранам. По итогам 2005 года доля России в структуре поставок в Казахстан башенных кранов составила 11,3%, а КНР — 69,6%. Все башенные краны, импортированные из Китая, — новые, а доля новых, импортированных из России, — 14,5%.

Рис. 4. Динамика экспорта башенных кранов из России с 2001 по 2007 гг., шт. (Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ) Структура экспорта за два последних года изменилась: почти 30% экспортируемых кранов отправилось на Украину, 55% (36 кранов) экспорта пришлось на долю Казахстана, тогда как в 2005 году в Казахстан было экспортировано 83% (43 крана) всего объема экспорта башенных кранов России. То есть российская продукция замещается китайской, и отечественные производители вынуждены искать и осваивать другие рынки сбыта продукции.

Объем экспорта башенных кранов в России до 2007 года рос, но в последние годы темпы прироста уменьшались, а в 2007 году прирост составил отрицательную величину (–48%). Судя по первому кварталу 2008 года, объем экспорта за весь прошедший год не достигнет уровня 2007 года.
В 2004 году статистическими органами России было зафиксировано 8 предприятийпроизводителей башенных кранов грузоподъемностью свыше 5 тонн, а в 2007 году их число увеличилось до 9.

Структура распределения отечественного производства башенных кранов по крупнейшим предприятиям-производителям страны в 2007–2008 гг.


Наименование Регион Выпуск 2007 г.,шт. Выпуск 2008 г. (январь-ноябрь), шт.
Нязепетровский краностроительный завод, ОАО Челябинская область 256 197
Ржевский краностроительный завод,ОАО Тверская область 155
145
Строммашина, ОАО Ивановская область 47
51
Одинцовский машиностроительный завод, ООО Московская область 32
23
Ухтинский механический завод, ОАО Коми, Республика 14
11
Карачаровский механический завод, ОАО Москва 2
н/д
Механический завод, ОАО Санкт-Петербург 17
19
Стройтехника, ООО Тульская область 9
10
Итого: - 532
456
Источник: ABARUS Market Research, ФСГС РФ, данные компаний

Таким образом, производство башенных кранов в стране является высоко концентрированным, как и в целом по производственным сегментам, специализирующимся на выпуске крупногабаритной техники. Абсолютным лидером выступает «Нязепетровский краностроительный завод», который обеспечивает более 40% выпуска кранов России. Вторым предприятием страны является «Ржевский краностроительный завод», а третьим — «Строммашина». Эти три предприятия отрасли обеспечили в 2007 и 2008 годах 86% объема всего производства башенных кранов в стране.

На протяжении последних 5 лет можно было заметить тенденцию последовательного увеличения в общем объеме доли «Нязепетровского краностроительного завода» и незначительного уменьшения доли «Ржевского краностроительного завода». Ситуация изменилась по предварительным оценкам в 2008 году: доля Ржевского завода увеличилась, а Нязепетровского уменьшилась на 5%.

Рис. 5. Динамика структуры производства башенных кранов в РФ крупнейшими производителями в 2005-2008 гг. (грузоподъемность более 5 тонн), % (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ) Будучи в тройке лидеров по производству башенных кранов в 2003 году (23% выпуска) и превосходя по доле на рынке Нязепетровский завод в прошлом, «Механический завод» (Санкт-Петербург), по итогам 2007 года, произвел лишь 3% башенных кранов страны, а по итогам трех кварталов 2008 года — 4%.

Доли «Строммашины» и «Одинцовского машиностроительного завода» на протяжении рассматриваемого периода колебались в районе 5–13%, в 2008 году «Строммашина» вырвалась вперед, обеспечив страну 11% от всего объема выпуска кранов, а Одинцовский завод сохранил свою долю на уровне 5%. Доли «Ухтинского механического завода» и предприятия «Стройтехника» в указанном периоде не превышали 3%.

Рыночная ниша башенных кранов еще не заполнена, производство растет высокими темпами. Несмотря на нынешнее экономическое положение страны, потребность в кранах российских производителей, пусть медленнее, но будет расти, тем более что характеристики и качество современных кранов уже не уступают зарубежным аналогам при значительно более низких эксплуатационных расходах.

Рис. 6. Доля кранов отечественного производства в общем объеме рынка (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ) В 2006–2007 годах объем рынка башенных кранов рос высокими темпами (более 100% ежегодно). По предварительным оценкам в 2008 году он составил порядка 1800 машин, и прирост по отношению к предыдущему году оказался на уровне менее 10%. Такая тенденция объясняется сокращением темпов прироста собственного производства кранов в стране, а также уменьшением активности импортных поставок.

Несмотря на положительные темпы прироста производства кранов отечественными предприятиями, доля собственного потребления продолжает снижаться, рынок заполняет техника импортных производителей.

В последние годы прослеживается тенденция все большего присутствия на рынке России башенных кранов китайского производства, что не является неожиданностью, ведь, как известно, Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии. По мнению экспертов, британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), доля Поднебесной в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет, примерно, 50%. Основными производителями башенных кранов в Китае являются XCMG, Changsha Zoomlion Heavy Industry и Fangyan Group, чьи торговые марки стали чаще встречаться у отечественных строительных компаний.

Концерн Xugong Group Construction Machinery Co. Ltd. (XCMG) был основан в марте 1989 года. За время своего существования концерн «Сюйгун» (XCMG) стал самым большим развивающимся производителем и экспортером строительной техники в Китае. Производственная корпорация включает в себя 26 дочерних компаний, оборот компании более $2 млрд, а объемы экспорта XCMG каждый год удваиваются. В рамках глобальной стратегии XCMG ее генеральный дистрибьютор SMACO представляет компанию на российском рынке.

Другой заметный китайский игрок на российском рынке — государственная компания Zoomlion. Компания имеет пятидесятилетний опыт проектирования башенных кранов (производит башенные краны с 1995 года) и является лидирующей компанией Ассоциации производителей башенных кранов Китая. По продажам больших и средних кранов компания держит первенство в Китае в последние годы. В 1997 году на основе отработанной технологии Zoomlion разработала оригинальный кран двойного назначения, используемый для подъема груза и установки бетонных конструкций, реализовав возможности многофункционального использования.

Башенные краны Potain (китайская продукция по французским технологиям) начали производить в 2007 году на заводе Houcheng Zhanjiagang City под Шанхаем. Сейчас завод производит только 3 модели общим количеством около 850 кранов в год: МС 175 В, МС 235 В и МС 310 К12 максимальной грузоподъемностью 8, 10 и 12 тонн соответственно. Все комплектующие к данным моделям, начиная от электроники и заканчивая силовыми агрегатами, производятся во Франции. Китайские краны Potain полностью адаптированы для работы в погодных условиях стран Восточной Европы.

Сама французская компания Potain сегодня производит более 60 моделей кранов на заводах во Франции, Германии, Италии, Португалии и Китая. Компания Potain представлена в России двумя сериями техники: гидравлические компактные самомонтирующиеся башенные краны HD для работы в стесненных условиях и рельсовые или фундаментные высотные башенные краны серии MD, которые оснащены системой координатной защиты и управления для работы в пересекающихся рабочих зонах. Грузоподъемность кранов — 6–12 тонн.

При вылете стрелы 60 м высота свободностоящих кранов достигает 75 м, а с пристежкой к зданию — до 200 м и выше.

В модельный ряд немецкой фирмы Liebherr входит семь серий башенных кранов (HC, LC, LD, EL, EC-H, EC-H Litronic и EC-HM FR.Litronic), три серии специальных кранов (EC-B, HC-K, HC-L) и пять серий компактных монтажных кранов (H, HM, TT, K и R), управляемых с пульта на земле. Краны серии R (32 TTR и 42 KR.1) грузоподъемностью 4 тонны (высота подъема груза 24 м и 26 м соответственно) изготовлены на гусеничном ходу, что делает их удобными в эксплуатации на грунтах с пониженной несущей способностью. Для работы в городских условиях производят башенные краны на автомобильном шасси (8-тонные Liebherr МК 80 и Liebherr МК 100) и на шасси прицепа (1,2- и 2,0-тонные Liebherr 13 HM и Liebherr 20 HM).

Компания Terex-Comedil предлагает 47 моделей, среди которых имеются самомонтирующиеся краны для малоэтажного строительства, башенные краны для работы в городском строительстве и краны с подъемной стрелой и подвижным балластом — для работы с тяжелыми грузами. Компания поставляет в Россию новую модель крана CTT Flat top, используемую строителями США и Европы. Существует 21 модификация кранов этой модели, которые применяются в различных случаях: от небольшой реконструкции до возведения кварталов высотных домов или больших мостов. В зависимости от модификации грузоподъемность кранов CTT изменяется от 2,5 до 40 тонн, максимальный вылет стрелы — от 41 до 85 м, а высота — от 18 до 106 м без крепления к стене и до 285 м в случае крепления к строительному объекту.

Кроме всех перечисленных, на рынке России широко представлены башенные краны компаний IHI, Jaso, Linden-Comansa, Ogawa, PPM, Raimondi и Zeppelin (серия ZBS).

Рис. 7. Динамика структуры импорта башенных кранов по странам, % (Источник: ABARUS Market Research по данным ФТС РФ) Как видно из диаграммы (рис. 7), структура импорта башенных кранов значительно изменилась со стороны Китая, доля импорта из которого в общем объеме импорта в 2002 году составляла 5%, а в 2007 году — уже 25%. Увеличение спроса на китайские краны во многом объясняется их относительной дешевизной. Цены новых башенных кранов производства КНР лежат в диапазоне $20–190 тыс., аналогичные по характеристикам краны производства стран СНГ стоят $50–280 тыс., а произведенные в Европе — $200–600 тыс. и выше. Китайская техника часто выигрывает у российской по экономичности.


По материалам: «Строительная наука»
03 ноя 2009 08:19 | автор: eva | просмотров: 33987 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





+ добавить объявление

Продажа спецтехники:

1. Фотография Башенный кран Potain HD-32
Кран башенный
1997 г.
08.12.2016

г. Химки
2 200 000 РУБ
2. Фотография MDT-368 L-16
Кран башенный
2010 г.
08.12.2016
ООО Журавль
г. Тюмень
999 999 РУБ
3. Фотография Кран башенный
Кран башенный
1988 г.
05.12.2016
Игорь 89649114893 1 350 000 РУБ
4. Фотография Кран башенный
Кран башенный
1988 г.
02.12.2016
Алексей
г. Новосибирск
500 000 РУБ
5. Фотография Кран башенный
Кран башенный
2008 г., 1000 ч.
02.12.2016
Алексей
г. Новосибирск
2 300 000 РУБ
6. Фотография Кран башенный
Кран башенный
1984 г., 111 ч.
21.11.2016
Александр
г. Владимир
750 000 РУБ
7. Фотография Кран Cattaneo
Кран башенный
2016 г.
19.11.2016
Cattaneo SPA
г. Милан
цена по запросу
8. Фотография РКЗ
Кран башенный
2006 г.
16.11.2016
ООО Стройпром
г. Московская область
3 800 000 РУБ
9. Фотография Башенный кран Liebherr Liebherr 112
Кран башенный
1993 г.
15.11.2016
КранСтройТех Спб - ООО
г. Санкт-Петербург
1 500 000 РУБ
10. Фотография Башенный кран Terex-Comedil CTT141-8TS16
Кран башенный
2005 г.
15.11.2016
КранСтройТех Спб - ООО
г. Санкт-Петербург
6 800 000 РУБ
 
 
+ добавить объявление

Аренда спецтехники:

1. Фотография Башенный кран QTZ80
Кран башенный
2014 г.
25.10.2016
ГК ТехАз
г. Новосибирск
цена по запросу
2. Фотография Кран башенный
Кран башенный

10.10.2016
Строймеханизация
г. Нижний Новгород
800 РУБ/час
3. Фотография КБ-408.16
Кран башенный
1950 г.
28.09.2016
павел
г. Москва
цена по запросу
4. Фотография Кран башенный
Кран башенный

28.09.2016
Павел
г. Сочи
400 000 РУБ/месяц
5. Фотография Кран башенный БК-1000Б БК1000Б
Кран башенный
1990 г.
13.09.2016
Башпромтехсервис
г. Уфа
цена по запросу
6. Фотография КБМ-401п КБ 408.18
Кран башенный
2010 г.
13.09.2016
ооо эрмит
г. Москва
цена по запросу
7. Фотография КБМ-401п КБ 408.18
Кран башенный
2016 г.
13.09.2016
ооо эрмит
г. Москва
цена по запросу
8. Фотография Аренда башенного крана Potain IGO 50 Дрезна
Кран башенный
2015 г.
24.08.2016

г. Дрезна
цена по запросу
9. Фотография Аренда башенного крана BCT 140 Нахабино
Кран башенный
2015 г.
24.08.2016

г. Нахабино
цена по запросу
10. Фотография Аренда башенного крана BCT 140 Полушкино
Кран башенный
2015 г.
24.08.2016

г. Полушкино
цена по запросу
 
 
На правах рекламы:
ЯМЗ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех