Евростандарт российских движков. Цена выросла.


Екатеринбургский машиностроительный завод «Уралкриотехника» планирует начать выпуск криогенных топливных баков для автомобилей КамАЗ и большегрузных самосвалов БелАЗ. Криогенные баки позволяют применять вместо бензина природный газ-метан в жидком состоянии.

В последние годы, хоть и медленно, но намечается тенденция перехода от бензиновых двигателей к газовым. Это объясняется несколькими причинами. Одна из них, пожалуй, самая весомая, - экологическая чистота. Парниковые выбросы таких двигателей сокращаются на 20%. Вредность выбросов, приведенная к эквивалентному количеству СО, при переводе на газовое топливо для грузовых автомобилей с карбюраторным двигателем снижается на 69%, с дизельным - на 53% (при переводе на газодизельный режим). В отношении токсичности отработавших газов двигателей, природный газ достигает уровня «евро-4».


Госстандарт России еще в 1998 году постановил, что двигатели автомобилей с полной массой более 3,5 тонн должны отвечать экологическим нормам «евро-2», а «дизели» такой же массы - «евро-3». Для предприятий нашей страны это выливается в серьезную техническую проблему. Но переход на природный газ позволит российским заводом в максимальный срок и с минимальными затратами «подняться» до уровня «евро-2», что несомненно повысит их конкурентоспособность на мировых рынках.

Переход на использование газа в качестве моторного топлива - это экологическое мероприятие, затраты на которое окупаются прямым экономическим эффектом - сокращением расходов на горюче-смазочные материалы.

Говоря о переводе автомобильного транспорта на газовое топливо, стоит затронуть и вопрос экономической целесообразности переоборудования. В пункте первом Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» говорится следующее: «Установить на период действия регулируемых цен на природный газ, поставляемый населению, предельную отпускную цену на сжатый природный газ, производимый автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями, в размере не более 50 процентов от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая налог на добавленную стоимость». Другими словами, в целом, газ для автотранспорта дешевле традиционных видов нефтяного моторного топлива, как минимум, в два раза и значительно дешевле дизельного топлива. Данное положение является главным экономическим стимулом для перевода транспортных средств на компримированный природный газ.

Нельзя сказать, что перевод транспорта на газ приведет к получению дополнительной прибыли. Правильнее было бы отметить, что это существенно сократит эксплуатационные затраты и себестоимость транспортной работы. Величина ежегодно высвобождаемых средств за счет перехода на более дешевое топливо сопоставима с затратами на переоборудование транспортного средства.

Компримированный природный газ получают на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) путем подготовки и компримирования (сжатия) природного газа, поступающего по магистральным газопроводам. Очень часто автомобилисты называют КПГ «метаном», потому что в природном газе основная доля (до 98%) приходится именно на этот газ.

Сжиженный природный газ также получают из природного газа. Его производят, хранят, транспортируют и реализуют с помощью специального криогенного оборудования.

Хранить природный газ можно прямо на транспортном средстве в газообразном или сжиженном состоянии. Конечно, в технологическом плане сжиженный природный газ - более сложный вид топлива. Это криогенная жидкость, сохраняющаяся при сверхнизких температурах. Температура кипения СПГ (температура, при которой он начинает испаряться), равна -160 °С. Получение СПГ, его хранение и транспортировка требуют специального оборудования.

Главное преимущество сжиженного природного газа в том, что при сжижении его объем уменьшается в 600 раз. Другими словами, в одинаковом геометрическом объеме сжиженного природного газа в 3 раза больше, чем компримированного природного при давлении 200 атмосфер. Получается, что в автомобильном 50-ти литровом баллоне при таком давлении содержится 10-12 куб.м. газа в газообразном состоянии, что соответствует примерно 10 - 12 литрам бензина или дизельного топлива. В таком же по объему криогенном баке природного газа в сжиженном состоянии в три раза больше и, следовательно, пробег на одну заправку топливом тоже больше.

Действующая в России сеть АГНКС большой производительности уже сегодня способна отпускать автотранспорту более 2 млрд. кубометров природного газа в год и обеспечивать заправку до 350 тысяч машин.

Отработана концепция заправки автомобилей газом непосредственно на территории автопредприятия с помощью стационарных и передвижных средств. Такой подход сегодня наиболее перспективен, особенно если один подрядчик выполняет весь комплекс работ по газификации подвижного состава автопредприятия.

На муниципальном Екатеринбургском грузовом автотранспортном предприятии (МЕГАП) № 3 уже более восьми лет из 300 автомобилей, находящихся в эксплуатации, 192 работают на природном газе, опыт показывает следующее. При среднегодовом пробеге грузовых автомобилей ГАЗ 30 тыс. км, а грузовиков ЗИЛ 55 тыс. км увеличение затрат на техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей составляет 8,5 процента. При этом затраты на топливо сокращаются на 50 процентов, а на смазочные материалы на 13 процентов.

Вообще, использованием СПГ в двигателях внутреннего сгорания в нашей стране начали заниматься еще в 50-х годах. По мере накопления опыта были разработаны и испытаны автомобили-рефрижераторы, в которых СПГ имел двойное применение: как моторное топливо и хладагент для термостатирования кузова. В 80-х годах были успешно испытаны фургоны с изотермическими кузовами на базе грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53. Были даже созданы криомобили КАМАЗ и «Газель».

По словам Юрия Петровича Щепунова, главного инженера ОАО «Машиностроительный завод «Уралкриотехника» готов поставлять баки для транспортировки, емкости для хранения компримированного и сжиженного газа, полностью оснастить автозавправочные станции. Но сегодня все упирается в инвестиции - государство хоть и разработало программы по переводу транспортных средств на природный газ, поддержки не оказывает. Несмотря на то, что в России нет аналогичных предприятий, приглашения войти в государственную программу «Уралкриотехника» не получила. О госзаказах пока речи нет. Своими же силами развернуть производство нет возможности. Мы предлагали МКАТу в связи с программой свои разработки станций по сжижению, схемы расстановки АЗС. Сегодня мы можем заключать лишь частные договоры с 2-3 предприятиями.

По техническим характеристикам наши криобаки сопоставимы с германскими аналогам, но нет головного заказчика. На КамАЗ же пошли первые опытные образцы маленьких криобаков. Оснастить ими можно любую машину, в том числе, строительную технику. В карьерах, где она применяется, уровень загазованности настолько высок, что люди могут работать там весьма непродолжительное время. При применении природного газа, вместо дизельного топлива или бензина, уровень загазованности снижается приблизительно в 2-3 раза, что, естественно приводит к существенному увеличению продолжительности работы на участках».

Беда для общих интересов автомобилестроителей в том, что главными покупателями баллонов сегодня являются не автомобильные заводы, а предприятия, выпускающие и устанавливающие газовое оборудование на автомобили, находящиеся в эксплуатации. Выпуск же газобаллонных автомобилей в заводском исполнении позволит загрузить имеющиеся мощности по производству баллонов и сдерживать рост цен на этот вид продукции.

В странах-участницах «Организации экономического сотрудничества и развития» доля природного газа в общем балансе первичных энергоносителей составляет сегодня примерно 20%. До 60% природного газа получают конечные потребители в промышленности и коммунально-бытовом секторе, 40% газа идет на выработку электроэнергии. С увеличением численности населения Земли и развитием экономики доля газа вырастет к 2020 году предположительно до 25%. Доля нефти - примерно до 40%. Неизбежен также рост парка транспортных средств, работающих на КПГ. Дополнительным мотивом для этого являются периодические (раз в 10-12 лет) резкие скачки цен на нефть и продукты ее переработки на мировом рынке.

По данным Министерства промышленности, науки и технологий России, спрос на автомобильную технику в России будет по-прежнему увеличиваться, и составит в 2005 г. по автобусам 57-60 тысяч, по грузовым автомобилям 230-240 тысяч, по легковым автомобилям 1300-1500 тысяч штук. К 2010 г. эти цифры могут составить 65-67 300-320, 1800-1900 тысяч штук соответственно.

При этом спрос на автобусы и грузовые автомобили во многом будет определяться необходимостью замены физически и морально устаревшей автомобильной техники, доля которой в настоящее время продолжает увеличиваться.

Потенциал удовлетворения такого спроса у российских предприятий есть. Выпуск с конвейера автозаводов хотя бы 10% автобусов, 5% грузовиков и 1 % легковых автомобилей (от указанных цифр) в газобаллонном исполнении позволил бы к 2005 году удвоить имеющийся парк ГБА и впоследствии дополнительно высвобождать как минимум по 650 тысяч тонн нефтяных топлив.

По прогнозам Министерства энергетики России, в 2000-2020 годах внутреннее потребление моторного топлива должно вырасти с 61 до 99 млн. тонн в год. Энергетическая же стратегия России предусматривает, что к 2010 году газовыми видами топлива должно быть заменено до 5 млн. тонн, а к 2020 году до 10-12 млн. тонн нефтепродуктов.
18 ноя 2002 00:00 | автор: webmaster | просмотров: 8347 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
Распродажа моторных масел PEMCO

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех