Эксплуатационная надежность – главная характеристика работы любой строительной, дорожной и грузоподъемной машины


На момент моего назначения на должность директора в автобазе(муниципальной)  было 104 единицы техники – 64 грузовых, 40 автобусов. Автобусники с кондукторами воровали выручку и рейсы пропускали.Пассажирские перевозки оставались убыточными, конкуренцию с частникам и проигрывали подчистую, в сущности, стояли на грани ликвидации. Грузовые торговали солярой на сторону, и заказы срывали, с диспетчерами клиентов постоянно конфликтовали.

Что стало? Автобусники кондукторов себе сами начали набирать (родственников и т.д.), деньги сами в кассу нести стали, за график и маршрут дерутся, пассажирская колонна стала ПРИБЫЛЬНОЙ! Попутно  частников заставили играть по нашим правилам (городок, правда, невелик, но факт – победили!) и стали ведущим предприятием по пассажирским перевозкам в городе!


Грузовые – сами скупают соляру у коллег, а не то что из собственного бака приторговывают, работают так, что стало необходимым скрывать переработку, а с диспетчерами и напарниками сами определились – кто, где, с кем  и почем работает. Волшебство, да и только. Менее чем за шесть месяцев! Все «козлы, алкаши, бараны» и пр. несознательные прежде элементы, наравне с работягами и пахарями – прежние, а вот результаты иные.
Так что – НЕ ИЩИТЕ НОРМАЛЬНОГО ВОДИТЕЛЯ, А СОЗДАЙТЕ ПОДХОДЯЩИЕ  СИТУАЦИИ УСЛОВИЯ, чтобы ему самому выгодно было бы стать «нормальным».

Кнут и пряник против воровства

 
Когда-то давно полковник налоговой полиции в Магадане просветил меня о сути возникновения преступности с точки зрения философии. И очень этим облегчил мою жизнь. Так вот: чаще всего бытовое или «производственое преступление – это нормальная реакция нормального человека на ненормальные обстоятельства.А именно: воруют чаще всего только тогда, когда в этом воровстве есть смысл. Лишаешь поступок смысла – воровство пропадает. Проверено лично!
 
Из 250 человек в автобазе, когда я ее принял, по «собственному желанию» уволились 220. По моей личной убедительной просьбе. «Сложно понимающим ситуацию» продемонстрировал силу «Закона о труде» (2003 год).Около 20 человек проводил по статьям, исключающим «собственное желание». Но по-человечески проводил. «Трудовые» не пачкал тем, кто написал заявление на перечисление з/платы за последний месяц в коррекционную школу (дети с различными заболеваниями). Надо сказать, только один отказался. Уволил даже друзей и одноклассников местного главы администрации. С трудом, правда. Одного буквально в суде пришлось «уговаривать» уйти «с миром и исковым заявлением», быстрым шагом. При судье. Методом переговоров.Для оставшихся мотив увольнения «по собственному» был такой: «Я вам на следующий день подниму з/плату на 30 %, деньги буду давать на топливо и свободу на «шабашки».  При условии 50/50. Половина заработанного – тебе, половина – в базу. А если на халтуре замечу – уволю враз».
Дошло до того, что ассенизаторы ко мне «блатных» отправляли «на согласование отсоса нечистот» по дачам и гаражам. Они их так завертели, что «блатота» пошла в кассу платить, не то что «халявой» в виде проставленного пузыря обойтись.
 

Какие цели я при этом преследовал?

 
Если коротко – «разойтись бортами» с нашим законодательством, оптимизировать работу бухгалтерии, дать людям возможность заработать и самому при этом не влететь «под статью». Если по пунктам, то выглядит так:
  1. Уйти от налогообложения с зарплаты (тогда было до 49% от ФОТ  (фонд оплаты труда). Или 1 млн. руб. в месяц в нашем случае.
  2. «Отмазаться» от переработки по труд. инспекции. Дело в том, что легально в год переработать человеку можно только 64 часа, и не более 10 часов в месяц. (Правда на этот счет часто спорят, что можно и больше. Вероятно, это зависит от позиции проверяющей стороны…). Больше – злые санкции к руководителю. А при стандартной схеме оплаты труда от табеля учета рабочего времени уйти не возможно. Баланс времени – и все. (Около 160 час. в месяц). А чтобы человек нормально заработал – 200 часов минимум надо (хотя бы в накладных написать).
  3. Отдать человеку деньги по норме топлива (только 82% от стоимости, т.к. при наличном расчете за ГСМ я терял 18 % НДС к возмещению). При этом глупо торговать топливом «по-половинке», если получаешь за него 82% налом. Без геммороя и канистр.
А чтобы меня не уличили в скупке (способствованию) краденого, я им деньги стал платить за работу, включая в ставку расходы на ГСМ. Т.е., хочешь – бери  мое топливо, сэкономил – получи рублик. А если 100 % сэкономил – ну, так не мое дело спрашивать как… Многие заэконамливались на месяц вперед. Прибавку к зарплате это дало по 7-8 тыс. руб. в месяц.Может, и сложновато понять с одного прочтения, но попробую растолковать. Потому что полезно.
Едем дальше...
 

К каждому - свой ключик

 
Здесь появилось первое отличие автобусников от грузовых. Грузовые. Как уже говорил, торговали солярой и шабашничали кто как мог. А с клиентами знакомиться стыдно было. Из 36 машин на линии – 11-15 сходов с линии в смену!Ну а по части алкоголя… Хоть не вспоминай... Плюс на моей территории наркотой торговали! Прямо в гараже!!! Один клоун, обкурившись, вместо уборки на лопатах, как на лыжах, по бетону наяривал. Когда пригнали гл. инженера его оформить, тот придурок, по пояс голый, на дерево залез и минут сорок на нем висел. Тарзан, мать его. Прятался. И надо сказать – мы б его и не нашли, если бы коллеги его не сдали...
У автобусника копеечка в кармане была всегда. Схема такая («стукачи»-залетчики помогли разобраться).За смену водитель 8 рейсов должен делать. А делает четыре. Смысл в топливе. Зачем машину-то гонять? У ЛИАЗа нормы недетские, и вся экономия «в одно рыло». В два раза меньше езды, в два раза больше денег в кармане от продажи топлива. И кондуктор тут побоку идет – им так,  по 500 рублей отсчитывали, чтоб языком не болтали...  Доход от левой продажи топлива – чисто водительский.
И теперь – что это приносило автобазе. Убытки от работы автобусов – 5-7 млн. руб. в год. Текучесть кадров 85 %. КИП – до 47%. За 3 года из ПАЗа дрова делали. А еще есть мичуринское чудо техники – МАРЗ (у нас «Мразом» звали). Автобус, который от собственной тяжести пополам ломается! Ему в крышу из-за этого швеллеры вваривали (чтоб не гнулся!)… А ЛИАЗы чуть младше меня…К слову сказать, переход на аренду дал возможность значительно сократить автобусный парк, и главное: избавиться от «гробов» – старья, глядя на которое слезы текли (МАРЗы и ЛИАЗы).
Эффективнее заработали остальные автобусы!  
 
Кондукторы. Отдельная история. Самое мягкое, что я мог о них сказать – подарочные наборы дерьма!!! Предыдущего (до меня) директора-основателя автобазы сняли по их письмам. Замордовали, сволочи, мужика в усмерть…Так вот. Было их 54 человека (если можно человеками назвать). Увольняться не хотят. Попытался за невыполнение плана зацепиться. А они, улыбаясь, взяли да и повносили недостающие суммы. План 100 %. Я план еще поднял. А для пущей важности пассажиропоток просчитал (чужими руками за деньги, т.е. нанял по договорам граждан для подсчета пассажиропотока, а именно – сколько ездит пенсионеров, ветеранов, инвалидов и пр. Строгое правило – среди «счетоводов» ни одного бывшего или действующего работника нашего предприятия). Выяснилось, что льготников мы возили немного меньше, чем из бюджета получали (это еще до «монетизации» было). А кондукторы по ним план перевыполняют (50% билет стоит от общей цены). То есть они, нехорошие люди, льготными билетами всех подряд билетили. А умных пассажиров «лечили», что нормальных бланков билетов не хватает. Я заказал  в Барнауле на год вперед запас билетов. Нового образца. Старые отменил (много их в заначках имелось). Но эта мера пустая, т.к. билеты не всем нужны, да и не в них вопрос…
При этом увольняться никто их них не собирался, в аренду идти не хотят, да и кто на них позарится – на ворюг прожженных.Говорю им: «Бабоньки, предприятие у нас широкое (7.5 га земли). А на его территории 3 деревянных туалета под крышу загажены… Так что вот вам лопаты, ведра и направление, куда дерьмо выносить. В строгом соответствии с действующим законодательством, с формулировкой «по производственной необходимости на 1 месяц с сохранением оплаты».
А как туалетики уберете, говорю, будете гаражи штукатурить и красить все че можно. Художественно. Какими есть приборами. А дождь – так я вам комбинезоны выдам. Да и подмести бы 7,5 гектаров не помешало. Есть чем месяц убить… А поскольку часть дам страдала любовью к алкоголю (даже в беременном состоянии), я им прописал посещение медика да начала уборки туалетов, и после нее. Что полностью исключило возможность «снятия стрессов» в ходе неприятного труда.
...Правда, в день выдачи лопат и грабель мужики запаниковали: «Мы им грабли выдавать не будем – бабы сказали, что нас ими  же и «пригреют»! «Трусы – говорю,– это ж ведь первый повод через суд уволить! Неисполнение указаний директора – раз, телесные повреждения и угрозы – два. И потом еще моральный ущерб оплатят, если не сядут за «особо тяжкие побои».
Пошел грабли сам выдавать. Тетки удивились, но по моему горбу бить не решились. А я пришел с ОК и профсоюзом, актировать отказ от работы. Один сортир убрали. Потом ОК в работе зашился. Увольнения массовые пошли…
Все лучше, чем по сокращению выплачивать 6 месяцев + 2 мес. по уведомлению платить. Они сходили делегацией к прокурору. Мне позвонили: «Мол, чего ж вы так-то с рабочим классом?» Я попросил не мешать работать, т.к. коллектив болен и его надо лечить. По сокращению не ушел ни один кондуктор. Желание собственное возобладало. Зря только грабли купил. 30 штук по 100 руб. С другой стороны, выплаты по сокращению тянули бы более 1,5 млн. руб. Так что все равно чистая экономия…
 
С автобусниками сложнее. Они увольнений не боятся. Я их деньгами купил. Говорю – мужики, денег хотите? Нате! ВСЯ ВЫРУЧКА (100 %) ВАША!!! Мне не надо ни рубля. 2 месяца. Потом сами скажите, хотите у меня в базе быть, или в аренду как предприниматели пойдете. Не поверили: «Не,– говорят,– он на ландыш не похож, нас не проведешь!»Ну и ладно. А я хотел Вас за свой счет и пролицензировать, и зарегистрировать в налоговой, и отпуска вам на время эксперимента дать, и отпускные выплатить. Они заорали хором: «А КОНДЮХИ ЧЬИ БУДУТ?» Я в ответ: «НЕ БУДЕТ КОНДУКТОРОВ! СОРТИРОМ ОНИ ЗАНЯТЫ! Сами ищите, хоть сами обилечивайте, хоть баб своих садите, хоть сыновей, хоть кого. НО!!! Если возьмете нашего кондуктора, то ТОЛЬКО ПО МОЕЙ ВИЗЕ. ИНАЧЕ ПОРВУ ДОГОВОР».
Так они всей колонной сорвались, хапнуть «бабла» за 2 месяца. А мне чего терять, если я от их воровства только пять «лимонов» убытков нес? А по нолям выйти – считай, уже заработал, т.к. доходы грузовой колонны покрывали убытки пассажирской. «Кондючки» пошли ко мне на поклон – заберите свою лопату, дайте в автобус сесть. Были и нормальные. Они в автобусы сели… Правда, тут жалобы опять пошли: «Меня водители к себе брать не хотят!» «Не-е-е-э, – говорю, – девушки, от винта! Если не берут, значит воруешь. А доверие коллектива прокурорским надзором не купишь!»
Верьте иль нет, но одна семейная пара за 2 месяца 300 «штук» сделала. А мне план давали 45 тысяч при старых условиях. Остальные (сомневавшиеся) пошли ко мне «в аренду» и так удивлялись, что дверь открыта, что за дурака меня приняли: как так – все деньги нам!? Даже глава администрации вызвал: «Ты чего, Малыхин, сдурел?» Нет, говорю, просто я дурные деньги люблю! А глава меня переспрашивает: «Это ты о чем?» «Да о том,  – говорю, – что Вы мне за льготников деньги платите (13 млн. в год), а я их не вожу, только деньги с Вас беру, а возят они, счастливые!!!»
 
Вот такие пироги... Ну а тем, кто из грузовых не на сдельщине и не на соляре (на «зажигалках»), так я им просто зарплату поднял на 30 %. При условии, что уволятся и предпринимателями вернутся. А экономил я 46-47% на налогах с зарплаты, + отпускных не стало, проездов в отпуск и переработки, праздничных дней, классности, ночных, вечерних часов и прочего геммороя с табелями-ведомостями. Так что получил с каждого по 25-30 % экономии сверху. Т.е., подняв зарплату на 30 %, фактически платил те же деньги, только без отпускных и проходных. ФОТ  остался тот же!!!. Но налогов не стало! Потому что они, как частные предприниматели, платили в бюджет на тот момент 680 руб. в месяц с головы (530 вмененный налог + 150 руб. пенсионный, в т.ч. – 100 руб. страховой, 50 руб. – накопительный), независимо от зарплаты. А до того платили налогов 4-7 тыс. руб. с каждого в месяц! Вот эта экономия в автобазе и  осталась. Кто считать умеет, поймет: на кой хрен мне их выручка – мне и так уже думать надо, куда деньги с умом тратить.
А на третий месяц я их арендой обложил. По 8000 рублей с единицы техники. А на четвертый – 12 000 рублей…
 
С водителями кое-как разобрались. Хотя пара бывших уголовников (самые мудрые из толпы), долго воду мутили. «Партсобрания» устраивали чуть не 3 раза в день. Я в своем кабинете собрал все стулья с конторы (кабинет самый большой был), и в нем по подразделениям агитки проводил. Лично, т.к. коллеги-руководители сами долго допереть не могли, чего я в конце-концов хочу.
В день до 4-х собраний проводил. Горлопанили в основном те, кто уже уходил (в связи в выездом на другое место жительства, выходом на пенсию, по здоровью, по статье и т.д.)
После первых собраний пришлось на каждого горлопана «досье» собрать. Не только с плановыми показателями (у многих норма), но и с тем, где они уже работу искали, и что планировали (в гаражно-задушевных беседах).
Тяжело говорить, потому как сам вырос в гараже, но только став директором, понял – как же все дешево в гараже стоит! Сдают друг друга как последние бл…., за понюшку табаку. Лишь бы с директором по-вась-васькать. Сдают все, от молодых урок (вор вора за аванс сдавал, у него сын родился, а ему бабу порадовать нечем, з/плата через месяц), до ветеранов (что боятся с работы по старости вылететь).
После того, как они хронометраж своих пьянок мне выдали по минутам (от заезда в гараж до дежурки) – я их лично за руку собирал по гаражу и к медику отводил.Если медика не было, садил вдоль стены на лавочку – и сидели ведь, ждали, кто бы не был. А то их до меня только с ОМОНом не ловили по территории. Убегали. Для излова с двух сторон к воротам милиционерские «бобики» ставили...От меня не бегали, т.к. я вежливо приглашал, допить давал. Водку не отбирал. Выпили – ну тогда пошли. Они поутру приказу поверить не могли – «Уволен за пьянку». Как так, как уволен? Ведь тихо все было, даже не ругал!?
 

«Контора»

 
После кондукторов и водителей взялся за контору.Все написали заявления с просьбой перевести на нижеоплачиваемую работу. Т.е. при зарплате в 10 – 25 тыс. руб., люди запросились на з/плату в 600 руб. (минимальный размер по закону). Но в Ленске – это 1500 руб (районный коэффициент + северные надбавки).
Здесь фишка вот в чем. Главбуха, завсклада, кассира, диспетчера, механика, и пр. штатные единицы я на автобазе иметь обязан. Но платить за них налоги (почти 50 % от з/платы) – предприятие к погибели вести. А как индивидуальным предпринимателям я им платить тоже не могу, т.к. будет двойная оплата услуги, и аудит или налоговая признают эти расходы необоснованными и к зачету не примут. (Поясню – если платишь штатному работнику з/п в 1500 руб., то ему же, как предпринимателю, за ту же работу платить уже не можешь). Значит, надо выход искать. Все налоги платить нереально, за 1500 руб (официальных) никто работать не будет, а платить «в конверте» в госструктуре не представляется возможным, да и я сам на такой риск не пойду – это уже уголовное дело...
Выход я такой нашел – они (конторские) заключили договоры с моими же предпринимателями (с бывшими начальниками АРМа, ОЭ, автоколонн, ОГМ) на оказание бух.услуг по составлению их отчетности передо мной же (перед предприятием) и перед налоговой инспекцией. Последнее особенно важно, т.к. не всякий слесарь или водитель с душевными дамами из налоговой инспекции общий язык найдет при «работе над ошибками» в декларации. Да и сроки им не выдержать. За зарплатой и то не все ходят вовремя.
Я своим начальникам подразделений в оплату услуг включил суммы на оплату этих расходов (добавил суммы к их бывшим зарплатам, теперь платой за услуги названной). Т.е. зарплату «конторе» передал через слесарей. Теперь все в ажуре. Бухгалтер или юрист у меня получает как штатное лицо 1500 руб., с них налоги в казну (по факту около 46-43%), а от слесаря она получает увеличенную разницу как предприниматель от предпринимателя. И при чем тут я (предприятие)? Так проверка и подтвердит…
А сами начальники цехов получили от меня договоры на оказание услуг «в комплексе». То есть было в АРМе по штату 25 человек. А работало реально 18. В тарифе деньги на содержание 25 единиц заложены. При этом те, кто есть, отдуваются за отсутствующих, но доплатить я им в полном объеме раньше не мог, т.к. есть пределы по доплатам. И налогов опять же больше.
Теперь же я отдал деньги начальнику цеха, но коллектив уведомил (чтобы начальник не «крысил»), что он не вправе эти деньги тратить иначе, чем между Вами делить. А кто как работает, тот так и получит от начальника. Хоть один за пятерых. И если премии кого-то лишили, то деньги не в «фонд мира» пойдут, а в коллективе останутся на дележку. Бывший бригадный подряд с коэффициентом трудового участия (если кто помнит горбачевские «хозрасчет и самофинансирование»). Только без залипухи про «политику партии».
Теперь начальник цеха сам решает, кому меньше дать, кому больше. И договоры между ними другого характера, не по КЗОТу, а по гражданскому кодексу. Т.е. гораздо четче и яснее. Акт выполненных работ и есть твоя зарплата. Устроило всех. Правда, до ума эти отношения не довели, т.к. службы в «аренду» переводили поэтапно, а я в это время из автобазы уже уходил на другую работу...
 
С медиками и мойщицами автобусов тот же коленкор, только оплата персонала реально была привязана к количеству обслуженных лиц. Тут и «посторонние» на нашу мойку пошли, и в медкабинет очередь стояла за печатью врача в путевом листе.Но за легкостью общения с предпринимателем (как то: срыв маршрута или заказа, влекущий за собой расторжение договора за существенное нарушений его условий без суда и следствия, так и оплата налогов в десятки раз меньше, и подотчеты оформлять не надо. И за 500 руб. водитель не мелочится, сам запчасть покупает, т.к. оформить расчеты с предприятием ему сложнее, чем потратиться и т.д.), вылезли опасные моменты с процедурами оформления всех документов. И как водится, сложнее всего отношения оформить с государством. Так как мы уважающие себя и своих работников люди, то  заботу о стаже, о больничных листах, о пенсии предпринимателя, и о регулярности сдачи отчетов в налоговую инспекцию и оплаты самих налогов,  мы взяли на себя. И хапнули, как говорится, романтики.
 

Бумажная карусель

 
Шаг первый – как не сделать «де факто» предпринимателя своим работником ( т.е. не проиграть спор с налоговой, какие налоги с него платить). А налоговики, в свою очередь, ревностно следят, как бы признать этот процесс способом уклонения от уплаты налогов да и влепить по полной перерасчет.
Так вот. Если ты (предприятие) не зарегистрировал свои договорные отношения с предпринимателем (в неведомо каком отделе администрации – органе власти), не проставил печати-штампы-отметки-галочки-запятые, то и договор этот не есть основание, по их мнению, не платить с него полный «букет» налогов на зарплату.
С моей точки зрения бред – мало ли, что он не зарегистрирован (договор). Ну пусть это на пенсии и стаже скажется, что тоже плохо. Но он не мой работник! С чего я должен за него платить и 13% подоходного и 36% единого социального (теперь меньше, но не намного) налогов? Он у меня в табелях не значится. Тогда у них другой вопрос – а как вы назвали его вознаграждение – не заработной ли платой в договоре? Нет, не зарплатой, но сослались, что при переходе на арендные (договорные) отношения сумма вознаграждения будет превышать у предпринимателя установленную  заработную плату работника предприятия за аналогичный объем работ.
Но это было в первые месяцы эксперимента, когда люди еще не уволились и авантюры этой явно боялись. Сам договор этот на 4-х страницах формулировали больше двух месяцев. Каждую строчку сутками обсасывали. И коллектив смысл понять должен, и гарантии за ним социальные (хоть и в видоизмененном виде) нужно сохранить, и смысл процедуры не утерять. В общем, коллектив роптал, ссылку и сделали на зарплату. Точнее, на ее уровень в предприятии плюс 30% к ней. А налоговики заявили (спустя год) – ну вот видите, это ж зарплата! Да нет, говорим, не зарплата, а уровень вознаграждения сопоставлен, как ориентир. Временный ориентир. Через два месяца этой формулировки уже не было. Но вот она, мечта коммунистов – полярный мир!!! Ты послание президента Путина В.В. исполняешь – мол, хватит МУПов и ГУПов, казнокрадов плодить, даешь предпринимательство! И налоги тебе, предпринимателю, помягче – на, и удавку на шею ГУПам – на (если и заработаешь копейку, все равно часть отдай государству – кроме налогов, чистую прибыль то бишь), а тебе налоговик (обратный полюс одного государства) – «Вы пока не умирайте, мы вас пока еще драть намерены, у нас план сборов, а вы его своими реформами (развитием предпринимательства то есть) рушите! Нет, – говорят, – вы нам еще и полудохлые нужны. Путин далеко, ему до нашего плана и Ваших реформ дел нет, а нам премия квартальная нужна! Сбор налогов расти должен, а вы его грохнули враз на  -надцать миллионов!».
Т.е., по логике налоговых служб, будем не за сет развития бизнеса сборы налогов увеличивать, а за счет «умерщвления» еще теплых тел государственных и муниципальных предприятий – самых незащищённых с точки зрения маневра в борьбе с государственными глупостями, т.к. сами государство это и представляют. А им-то что (налоговикам) – они решение вынесут, а ты судись. Повезло, хоть начальник налоговой инспекции – женщина разумная оказалась. Хоть и налоговик...
 
Но и это еще не все. Для того, чтобы помочь предпринимателю налоги заплатить ( а их у нас более 200 человек), мы должны были с каждым (!) сходить к нотариусу и его подпись заверить на доверенности, право это дающей (конкретному человеку из числа работников предприятия). А перед этим заверить нотариально подпись на заявлении в налоговую о регистрации. Выходит, что налоговики своим глазам и рукам не верят. Придя с паспортом, свидетельством ИНН и заявлением о вступлении в ряды плательщиков варварских налогов, тебе еще и справку такую не дадут, что ты предприниматель, т.к. печати нотариуса нету. То есть нотариусу верят, а своим работникам – нет! Вероятно, оттого, что зарплату нищенскую платят своим работникам, а те в свою очередь готовы бланками торговать напропалую (в основном гражданам Таджикистана, вероятно). Вот и грабят население при регистрации бестолковыми поборами.
 
...И здесь есть один нюанс, который возможно кому-нибудь и пригодится в тяжелый момент жизни (либо по злому умыслу). Если заключить договор на социальное страхование с соцстрахом и платить ежемесячно дополнительно к вменённому доходу 2% от суммы доходов (возможно, я уже отстал от жизни, и ставка изменилась), то вы получите право на оплату полноценного больничного листа в размере своего месячного дохода (с которого вы платили 2 %). Оговорюсь, что ответа от Управления социального страхования я добивался больше 2 месяцев. Они его сначала  пропустили через вышестоящую контору, затем сами отписались. Ответ получился выхолощенный и неточный. На все уточняющие вопросы мне давали один ответ – «По идее должно быть, как Вы говорите, но на практике так еще никто не делал…».
 
Но и это не все. Теперь нельзя в свидетельстве о регистрации предпринимателя «на всякий случай» прописать десяток видов деятельности, т.к. на каждый придется сдавать декларацию на 4-х  листах. Причем почти пустых листах. Этот вариант, конечно, лучше предыдущего, но тем не менее, такой же глупый (раньше декларация была толщиной с Гражданский кодекс и заполнялась почти с использованием логарифмической линейки). И тетрадочку о доходах не забудьте пронумеровать и заверить в налоговой. Зачем!? От скуки?
Но, даже заплатив налоги, ты все же не получаешь от государства положенного. Я, как выяснилось, первым в Республике Саха (Якутия) обратился с вопросом к соцстраху: «А как, собственно, ты, государство, беспокоишься о моем здоровье, о рабе твоем, предпринимателе-налогоплательщике?»
Оказывается, заботится. Вернее, имеет право предприниматель побеспокоиться за себя сам. Надо какие-то бумажки оформить и можно без дополнительных налоговых платежей получать оплату больничных листов. Но вот беда – налог-то вмененный, и базовая ставка, по мнению государства, мала настолько, что в месяц более 600 рублей (минимального размера оплаты труда) платить тебе по больничному листу оно не может. Но то, что предприниматель имеет такое право, пусть даже и в размере 600 рублей, никто из предпринимателей не ведает, а если и знает, то не пользуется из-за унизительно малого размера суммы выплат. Если есть желание, можете попробовать самостоятельно это реализовать на практике. Если есть шанс поиметь с государства рублик, его надо брать! По логике вещей (хоть для России логика малоприменима) должно быть так: платишь 2% со 100 000 руб. в месяц (подтвержденного дохода), и получаешь оплачиваемый больничный лист по 100 000 руб. в месяц на протяжении всей болезни. Даже если 2% оплатил 1 раз. Но это только теория…
 
Теперь – главное. Форма налогообложения. Их три было предложено государством. Упрощенная (6% со всего оборота), стандартная (15% от чистой прибыли, т.е. доходы минус расходы, а с того, что осталось – платить), и налог на вмененный доход (каждый регион во что горазд его лепит, но в Якутии тогда он был умеренным, т.е. платить его не жалко, но сложно).Что получилось у нас?
Водители, слесари, медики – на «вмененке»: 530 руб. налог, 100 рублей пенсионный страховой, 50 руб. накопительный для водителя, около 1200 рублей всего на слесаря и т.д.
Начальники – на стандартной (15 % с чистой прибыли). Это выгодно, т.к. он платит только с того, что осталось после выплат слесарям или другим «наемникам» (сварщики, сантехники, уборщицы, бухгалтеры и т.д.). Начальник подразделения получал от автобазы, к примеру 300 тыс. руб. в месяц, а потом выплачивал из них слесарям и бухгалтерам  270 тыс. руб. А с оставшихся 30 тысяч – свои 15%  налогов отдаст. В остальных случаях было бы дороже.
На «упрощенке» были все, кто не попал под остальные формы, либо если они были мене выгодны.
Особо следует сказать про наших конкурентов – автобусников-«частников». Индивидуалы оказались живучее, чем автобазовские водители, привыкшие к «нянькам». Потому и вернулись они на линию, но уже через договор с нашим предприятием, т.е. в рамках установленного нами расписания. Это тоже победа своего рода, хоть и небольшая, но принципиальная...
 
Есть и другие детали, но они менее значимы. Кроме одной. Все эти преобразования были начаты с официально принятого коллективом решения о их необходимости. Т.е. не я, директор решил, а коллектив меня к этому обязал. Иначе можно сказать, что я своими действиями существенно ухудшил условия их труда. В плане принуждения к увольнению.Ну, так посмотреть: все красиво, и сразу вместо 5 млн. убытков больше 8 млн. руб. прибыли от оптимизации налогообложения, плюс те самые 5 млн. убытков от содержания автобусного парка, дополнительно 13 млн. руб. дотации за все категории льготников, экономия на доплатах и проездах в отпуск (1,5-3 млн. руб.). Действительно, все могло быть здорово! Если бы не больная экономика страны...
 

Власть как регулятор, или принцип сообщающихся сосудов

 
Предприятие наше муниципальное, т.е. хозяин его – глава муниципального образования. Мужчина крепкий, «правдышний». Решительный. Другой бы на этот эксперимент не пошел. Но и за решительность свою он в пользу ущербного ЖКХ немалые деньги с нас снял. «Простил» долг в 7,5 млн. руб. от умершего предприятия ЖКХ.
Монетизация нам подкузьмила. Люди ездить меньше не стали, а платить не платили, т.к. закон есть, а денег гражданам не дали. Соответственно, дотация в разы упала (т.к. льготы не все федералы платили, то муниципальная часть, смешная их часть, осталась в нашем ведении (школьники и пенсионеры, на которых федералам плевать). Здесь правда, глава опять поддержал, но не забывайте – другой рукой отнял. Такова «селяви».    
Еще выплатили по увольнению работников все отпускные  и проезды. Еще одна утопия – «северные» проезды в отпуск. Гарантии государственные, а платит предприятие! Любое! В ущерб своей конкурентоспособности.
Да обучение и лицензирование (будь оно неладно! – то лицензии не все подразделения выдавать имеют право, то учкомбинат аттестации не имел, а получить ее в РТИ – легче умереть молодым)... Было такое, что РТИ режим труда моих предпринимателей не  устраивал. Режим «диких» предпринимателей устраивал, а мой – нет. При том, что у меня автобусы помытые, механиком осмотренные, медиком водители обнюханы-обмеряны. А у  частника автобус грязный, штамп медика купленный, ТО как случится, водитель один, а по договору с Муниципальным Образованием в норму времени ему только тремя шоферами вписаться можно. Этого РТИ не видит. Точнее, не все РТИ, а отдельные ее «ответственные работники». Стесняюсь даже думать, от каких таких  интересов...
Если бы не глава Администрации (Авдеев Сергей Викторович), то кто знает, заломали б мы на пассажирских перевозках «частников», или нет. Потому как миром правит мера.А когда люди краев не видят, разум отступает. У Авдеева не так. Хоть и отобрал он многие наши «завоевания», но это шаг понятный. Нельзя одного ребенка другому скармливать. Чай, не блокада. Если ЖКХ умирает, то МУП «ПАХ» подняться в гору тоже не дадут. Лучше его деньгами жилкомплекс поддержать. Им лучше. А нам от этого совсем не хорошо.
 

Ну, и заключение...

 
Опыт мой перенимать в свое время приезжали из соседнего района опытные и уважаемый директора с коллективной просьбой – дайте поучиться. Мы тогда даже не начали, только готовились. А они уж примчались. Тоже муниципалы. Для меня, конечно, это был приятный факт. Я их моложе вдвое, а уже учу! Но и они умные, коль сами напросились поглядеть на сие действо. Приехали аж за 740 км. Другой за 200 км. Но каждый предложенную схему по-своему реализовал. Там амбиции сыграли большую роль – кто кого главнее станет. Наш вариант ровнее и тверже.
 
Что касается самого предприятия – то называется оно:  Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное хозяйство». Республика Саха «Якутия», МО «Ленский район», г. Ленск. Руководил я им в 2004 году. Ныне доводит дело до конца, и что особо надо отметить – не бросил на полпути ни одного моего начинания,  Кот Евгений Иосифович, мой бывший зам, теперь директор. Директор с заполярным прошлым. Вроде справляется успешно.
Но наши маленькие победы – это только наши победы. На отдельном предприятии, в отдельном городке. А выше – увы и ах... Сегодня не те задачи перед властью стоят. Тут страну делить надо. Не до ваших грузовиков, говновозок и автобусов на Крайнем Севере. Хотя шансы выжить у нас еще есть...
Правда, такая работа уже не пахнет ни энтузиазмом, ни романтикой. Одна жесткая проза…

Грузовые авто
25 сен 2008 00:00 | автор: webmaster | просмотров: 2547 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
ЭКСКАВАТОРЫ CAT® ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех