Армейская техника механизации земляных работ


Так уж получилось, что информации об инженерной технике в сети очень мало. Подобные материалы можно найти только на узкоспециализированных сайтах и в технической литературе и, обычно, только в том случае, если речь идет о неких аналогах "народнохозяйственной" техники. Оно и понятно - подобные машины не особенно интересны среднестатистическому любителю военной техники и истории.


Именно это печальное обстоятельство и побудило меня написать данную статью. Я решил написать о чем-то более или менее понятном для сообщества, о том, что мы наблюдаем чуть не каждый день - машинах для механизации земляных работ.
"Отсутствие механизации столь трудоемких работ вызвало бы отрыв большого количества бойцов от выполнения других важных боевых задач на выполнение земляных работ, а самый процесс земляных работ мог бы повлечь утомление бойцов и понижение боеспособности войск" - Чистяков Г.П. 1939 год.

Начнем для пробы с самого привычного - одноковшовых экскаваторов.

Экскаваторы в русской армии были впервые применены во время Первой Мировой Войны. Надо сказать, что ВЕСЬ парк российских экскаваторов тогда насчитывал всего 340 машин, большая часть их была иностранного производства. А войсках их насчитывалось не более 13 единиц.

Естественно, заметного влияния на ход боевых дейтвий они не оказали.

Первым одноковшовым экскаватором на вооружении инженерных войск РККА стал М-1-ДВ "Комсомолец".

В первой половине 30-х гг. на московском заводе "Машиностроитель" начался серийный выпуск универсального неполноповоротного гусеничного экскаватора "Комсомолец" с ковшом емкостью 0,35 м3. В процессе модернизации на экскаваторе стали применять напорный механизм к оборудованию прямой лопаты и такие машины получили индекс МI-ДВ-0,35 (или М-1-ДВ), где МI обозначает: модель 1-я, ДВ - тип силовой установки (двигатель внутреннего сгорания); 0,35 - емкость применяемых ковшей в м3. Данные машины относятся к одним из первых отечественных моделей экскаваторов малой мощности, получившие самое широкое распространение в народном хозяйстве.

Экскаваторы предназначены для производства работ в легких и средних грунтах и имеют 10 видов сменного рабочего оборудования. При оснащении крановой стрелой длиной 10 м обладали грузоподъемностью до 2 т.
В качестве силовой установки на экскаваторах использован трактор СТЗ-15/30 или ХТЗ. Трактор установлен на раму почти целиком и без изменений, со всем вспомогательным оборудованием, включая коробку скоростей и полуоси. Карбюраторный керосиновый двигатель мощностью 32 л.с. запускается на бензине.

Так как привод механизмов осуществляется от трактора, экскаваторы имеют такую особенность, как скорости передвижения вперед и назад: 3-и вперед (1,3, 1, 6 и 2,9 км/ч) и одну назад (1,6 км/ч).
Экскаваторы имеют гусеничный ход многоопорного типа; привод гусениц - цепной; тормоза - ленточные.

Угол поворота ковша - 270°. Все механизмы экскаваторов приводятся в движение от главного трансмиссионного вала. Проектная конструктивная производительность - до 30 м3/час; вес экскаваторов: 12,0 т - "Комсомолец" и 13,4 т - МI-ДВ-0,35.
В 1940 г. выпуск этих экскаваторов был прекращен.

Машина получилась по тем временам весьма надежная и относительно простая - в армии всегда ценили эти качества. Однако она не отвечала требованиям по транспортной скорости и производительности. Взамен на вооружение были поставлены два экскаватора ПГ-0,35 и Д-0,35 с производительностью до 50 м3/час.

С 1937 г. (по другим источникам - с 1940 г.) на московском заводе "Машиностроитель" начался серийный выпуск универсальных экскаваторов ПГ-0,35 с ковшом емкостью 0,35 м3 собственной конструкции, оснащавшийся только прямой лопатой, так как остальные виды рабочего оборудования находились в стадии разработки (всего - 10 видов). При оснащении 12 м крановой стрелой обладает максимальной грузоподъемностью 1,6 т.

В качестве силовой установки экскаватора служит карбюраторный керосиновый двигатель типа 1-МА мощностью 52 л.с. Конструкция гусеничного хода - рамная, многоопорного типа. Привод гусениц цепной. Все механизмы экскаватора получают движение от одного трансмиссионного вала.

Экскаватор имеет 2 скорости передвижения: 1,49 и 3,75 км/ч; вес с оборудованием лопаты - 11,6; кузов экскаватора - металлический.

Вот с такими экскаваторами РККА и вступила в Великую Отечественную Войну. Точных данных об их количестве в войсках, до и после мобилизации, я не нашел. На фото времен войны они мелькают очень редко. Надо думать, экскаваторов было по современным меркам не особенно много, а в ходе войны заводы выпускали совсем иную продукцию...

После войны был принят на вооружение Э-505 с производительностью до 100 м3/ч. А в 1950-м в войска пришел пневмоколесный Э-255.
В первой половине 1949 г. отделом экскаваторов и кранов ВНИИ «Стройдормаш» были спроектирован первый в стране экскаватор на пневмоколесном ходу. В 1950 г. Государственная комиссия, состоящая из ведущих специалистов отрасли, рекомендовала его к серийному производству с доработкой ряда узлов.

Экскаватор Э-255 с ковшом объемом 0,25 м3 являлся первым серийным экскаватором на пневмоколесном ходу. Известные модификации: Э-255-1 и Э-255А. С 1956 г. стал выпускаться с ковшом объемом 0,35 м3 под маркой Э-353.

Обе модели экскаваторов, кроме основных видов сменного рабочего оборудования для земляных работ, могли работать крановым оборудованием с решетчатыми стрелами различной длины грузоподъемностью до 5 т.

Экскаваторы имеют смешанное рычажно-гидравлическое управление. Большой диапазон скоростей (от 1,5 до 14,1 км/ч у Э-255 и до 18 км/ч - у Э-353) позволял экскаваторам успешно передвигаться по любым дорогам. Выпускались на Ленинградском экскаваторном заводе.

Имея приличную производительность и транспортную скорость, 255-й (и 353-й) не устраивал военных одним - отрывал очень неглубокие котлованы. Всего до 2,6 м. Поэтому он был модернизирован и с 1957 года применялся под маркой Э-302.

С 1957 г. на Ленинградском и Калининском экскаваторных заводах начат выпуск экскаваторов на пневмоколесном ходу Э-302. Его поворотная платформа и рабочее оборудование полностью унифицированы с экскаваторами Э-303 (гусеничный ход) и Э-304 (удлиненно-уширенный гусеничный ход). В отличие от выпускавшихся ранее экскаваторов Э-255, Э-258, Э-301 и Э-353, силовая установка расположена вдоль, а не поперек оси кузова, что улучшает условия его обслуживания и работы машиниста.

На экскаватор устанавливался дизель Д-35 мощностью 37 л.с. Основным видом рабочего оборудования являются полностью унифицированные прямая и обратная лопаты с ковшом емкостью 0,3 м3.

Основная система управления - пневматическая, для вспомогательных операций - рычажная, а для поворота колес - безнасосная гидравлическая. При необходимости, к заднему ведущему мосту может быть подключен передний мост, притом, рукоятка включения моста находилась на раме экскаватора.

В процессе работ по улучшению характеристик экскаватора, дизель Д-35 был заменен на Д-38М мощностью 40 л.с.; кабина управления перенесена на левую сторону, по ходу, сторону и тд., что в дальнейшем нашло отражение в индексе - он сменился на Э-302А.

С 1967 г. Калининским экскаваторным заводом на базе экскаватора Э-302А начат выпуск экскаватора Э-302Б улучшенной конструкции. На его базе создан экскаватор Э-302БС предназначенный для работ в условиях низких температур. Основной особенностью стало увеличение емкости основного ковша до 0,4 м3, применение гидравлического управления рабочими органами и гидроусилитель рулевого управления со следящей системой, применение дизеля Д-65 ЛС мощностью 50 л.с.

А на экскаваторе Э-302БС, помимо этого, рычажное управление стрелоподъемной лебедки и стопором стрелы заменено пневматическим; для ответственных узлов применены высокопрочные стали, а чугунные - заменены на стальные; двигатель снабжен предпусковым подогревателем, электростартером; установлены дополнительные масловлагоотделитель и осушитель и т.п.

В 1959 году 302-й был в очередной раз модернизирован и ему был присвоен индекс Э-305. Он отличался от своего предшественника тем, что его рабочее оборудование монтировалось на шасси автомобиля ЯАЗ-214.

Маневренность и транспортная скорость массового армейского экскаватора возросла более чем значительно.

Войсковой экскаватор Э-305 предназначен для отрывки котлованов и траншей при выполнении земляных работ по фортификационному оборудованию позиций, районов сосредоточения войск, командных пунктов.

Привод рабочего органа - ковша тросо-блочный. Редукторы лебедок приводятся в действие автономным дизельным двигателем ЮМЗ мощностью 35 квт, размещенным на поворотной платформе. Экскаватор универсальный. Ковш может устанавливаться как прямой или обратный. Объем ковша 0.4 куб. м. Наибольшая глубина копания 3.4 м.(обратный ковш), наибольшая высота копания 6.4м. (прямой ковш).

Производительность при отрывке котлованов 30-35 куб.м в час, при отрывке траншеи 30-40 куб.м. в час.

Аутригеров экскаватор не имеет, благодаря чему при наличии двух членов экипажа (водителя и экскаваторщика) машина может периодически перемещаться. Это удобно при отрывке траншей. Впрочем, обычная привычка армии экономить на численности экипажей инженерных машин привела к тому, что по штату машиной управляет один человек водитель-экскаваторщик.

Рукоять экскаватора оборудована крюком, что позволяет использовать машину и как автокран грузоподьемностью 4 тонны.

Базовая машина автомобиль Краз-255БВ с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Транспортная скорость до 71 км. в час. Угол подъема 30 градусов. угол наклона 15 градусов. Общая масса машины 17.5 тонн.

Машины выпуска до 1970 года имели базовой машиной автомобиль Краз-214 с двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-206 мощностью 200 л.с. Транспортная скорость до 50 км в час.

Мнение Ю.Г. Веремеева:
"Управление рабочим оборудованием пневмо-механическое. Для копания приходилось пользоваться одновременно двумя педалями и тремя ручками, причем педали были настолько тугие, что при весе 70 кг. мне буквально надо было стоять на них. Для опускания стрелы или рукояти надо было нажать соответствующую педаль, а для подъема педаль и нужную ручку, причем педаль нажать на пол-секунды раньше, чем тронуть ручку.

Если учесть, что для совершения цикла копания надо было одновременно опускать рукоять и поднимать стрелу, потом наоборот, затем обе в одном направлении и затем..., а для поворота платформы рук уже не хватало, то работа экскаваторщика напоминала пляску умалишенного. После первых получаса обучения работе в кабине экскаваторщика я был мокрым от пота, и увидев, сколько я выкопал за это время, пришел к выводу, что лопатой я бы сделал больше и устал бы гораздо меньше. А впереди через месяц был еще экзамен, который я сдал, но сохранил на всю жизнь отвращение к этой машине.

Особенно после того, как после занятий мы, курсанты военного училища тратили долгие часы на распутывание клубков из запутанных тросов под язвительными замечаниями инструкторов старшин- сверхсрочников вроде : "Это вам не сопромат, здесь головой надо думать, а руками работать. Дурная голова рукам покоя не дает. Руки у вас из ...растут".

В середине семидесятых годов Э-305 был заменен экскаватором ЭОВ-4421, более производительным, легким в управлении. Однако много Э-305 и их гражданского варианта Э-302 (на самоходном шасси) и по сей день работает в "народном хозяйстве". При всех их отрицательных качествах положительной стороной является большая живучесть, высокая прочность конструкции, простота ремонта.

В настоящее время основным ЭОВ является именно 4421-й

Привод рабочего органа - обратного ковша гидравлический. Давление в системе гидравлики создается от гидронасосов, приводимых в действие автономным дизельным двигателем ЮМЗ мощностью 56 квт, размещенным на поворотной платформе. Экскаватор не универсальный.

Ковш обратного типа на ковш прямого типа не переоборудуется, вследствие чего набор грунта в ковш производится только при движении его сверху вниз. Объем ковша 0.65 куб. м. Наибольшая глубина копания 3.25 м. Производительность при отрывке котлованов 60-70 куб.м в час, при отрывке траншеи 50-60 куб.м. в час.

Подъем и опускание аутригеров производится гидравликой без выхода экскаваторщика из кабины, благодаря чему при наличии двух членов экипажа (водителя и экскаваторщика) машина может периодически перемещаться. Это удобно при отрывке траншей. Впрочем, обычная привычка армии экономить на численности экипажей инженерных машин привела к тому, что по штату машиной управляет один человек водитель-экскаваторщик.

Рукоять экскаватора оборудована крюком, что позволяет использовать машину и как автокран грузоподъемностью 3.5 тонны.

Гидравлический привод оборудования обеспечивает экскаваторщику возможность очень точно управлять ковшом, заглублять ковш в грунт принудительно, что очень важно при разработке мерзлых грунтов, обкапывании и удалении крупных камней и т.п.

Базовая машина автомобиль Краз-255В с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Транспортная скорость до 71 км. в час. Угол подъема 30 градусов. угол наклона 15 градусов. Общая масса машины 20 тонн.

Не смотря на то, что в войсках имеются гораздо более производительные машины (например МДК-3 имеет производительность 500-600 куб.м. в час) оказалось, что экскаваторы по-прежнему нужны. Это выяснилось после того, как был снят с вооружения экскаватор Э-305 и последние машины этого типа были списаны. Выяснилось, что во многих случаях требуется отрывка небольших по размеру котлованов (для блиндажа, ДЗОТа, ДОТа, КНП), а в ряде случаев требуется, чтобы котлован был кроме того сложной фигурной формы. Машины типа МДК или ПЗМ с этой задачей справиться не могут.

ЭОВ-4421 появился в войсках через несколько лет после ухода Э-305 и оказался нужной и полезной машиной. Тем более, что в отличие от гусеничных землеройных машин он гораздо менее габаритен, значительно подвижнее, прост и надежен в управлении.

Вдобавок выяснилось, что попытки создать землеройные машины подобные БТМ или МДК на колесной базе оказались безуспешны. Конструкторы, создав по требованию пехоты и танкистов колесные землеройные машины, способные поспевать за танковыми и автомобильными колоннами, вдруг выяснили, что эти машины копать в общем то неспособны из-за плохого сцепления колес с грунтом. ЭОВ оказался спасением.

Существует вариант на базе КРАЗ-260. Индекс ЭОВ-4422

До развала СССР в войска поступило сравнительно мало 4422-х (по некоторым данным вообще не поступило). В современной Российской Армии они если и есть, то в совсем уж малом количестве. В серьезных количествах имеются в украинской армии. В 2008 году я мельком видел один такой на видео разгромленной (или брошеной ???) грузинской войсковой колонны.

Таким образом, основным экскаватором Российской Армии является ЭОВ-4421. В незначительных количествах эксплуатируются Э-305 (на хранении их также мало - большая часть тросо-блочных машин была списана).

Последнее время на вооружение начал поступать уже абсолютно новый экскаватор ЭОВ-3521.
База, как вы видите, уже УРАЛ.

Примечание:
При написании статьи использованы материалы сайтов saper.etel.ru и techstory.ru


Автор: Антон Комаров
Источник: www.livejournal.com


17 дек 2009 11:14 | автор: eva | просмотров: 35645 |



комментариев нет


добавить комментарий:

текст изображение видео








- Буквы вводятся без учета регистра





На правах рекламы:
КОМЕК МАШИНЕРИ

Еще по теме:

Прямой эфир:


RBK Money СтройТех